Горбунов В.И., Евдокимова О.К. Педагогические условия преподавания филологических дисциплин для бакалавров технических направлений

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Горбунов В.И., Евдокимова О.К.

Статья посвящена проблемам современного высшего технического образования, одной из которых является отсутствие необходимого уровня гуманитарной подготовки бакалавров технических направлений. На основе изучения методологии освоения гуманитарных дисциплин этой категорией обучающихся и анализа собственного опыта сформулированы педагогические условия преподавания филологических дисциплин на технических факультетах вузов. Это – направленность на развитие самостоятельности и творчества; взаимообогащение узкопрофессиональной подготовки и гуманитарного знания; сокращение репродуктивной деятельности в пользу поисковой, повышение роли невербальных средств представления учебной информации; изложение учебного материала с учётом рационального мышления обучаемых технической направленности; поддержание деятельности обучаемого в зоне ближайшего развития. 

Ключевые слова: высшее техническое образование, филологические дисциплины, вузовская педагогика, методология.

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHING PHILOLOGICAL SUBJECTS

TO THE BACHELORS IN TECHNICAL SCHOOLS

Gorbunov V.I., Evdokimova O.K.

The article considers problems of modern higher technical education, one of which is lack of necessary level in humanitarian training of bachelors of technical directions. On the basis of the study of methodology of learning the humanitarian subjects by this category of students and our experience’s analysis the author formulated pedagogical conditions of philological subjects in the technical faculties of universities: a focus on the progress of independence and creative work; mutual enrichment of focused training and humanitarian knowledge; a reduction in reproductive activity in favour of the search working and enhancing the role of non-verbal ways of presentation of educational information; a presentation of educational material in view of rational thinking of students of technical orientation; keeping the activity of a student in the zone of the near-term progress. 

Keywords: higher technical education, philological subjects, the higher education pedagogy, methodology.

 

В отечественном высшем образовании так сложилось, что техническое знание и знание гуманитарное существуют как две независимые друг от друга системы. Между тем, опыт показывает, что в извечном споре «физиков» и «лириков» нет, и не может быть победителей и побеждённых, в противном случае сам спор теряет всякий смысл. Вместе с тем, сама суть этого спора как нельзя более актуальна. 

Общеизвестно, что в отечественных технических вузах преобладает технократизм и в содержании учебных дисциплин, и в подходах к организации учебного процесса. Для решения проблемы «ограничения вреда», причиняемого технократизмом, в научной литературе предлагается усилить гуманитарную составляющую образования [8], без которой, в конечном счёте, снижается творческий потенциал, познавательная активность студентов, появляется безразличие к результатам своей деятельности[ см.: 3]. «Технарям», мыслящим логическими категориями, в основном, не свойственно стремление к философскому осмыслению окружающего мира, поскольку для них гораздо важнее установление конкретных причинно-следственных связей, в то время как гуманитарии проявляют больший интерес к творческому воссозданию картины мира. В результате неизбежно появление специфических отличий, характерных для студентов технических специальностей и гуманитарных. Так, если гуманитарии склонны к устному оформлению полученных знаний, поскольку для них это проще, понятнее и эффективнее в силу развитого воображения, то «технари», напротив, предпочитают всевозможные формализованные способы демонстрации знаний. В итоге складывается одно из наиболее существенных, на наш взгляд, отличий «технаря» от «гуманитария» – неумение «сжимать» текст, выбирать из него главное и отсекать второстепенное. В этом отношении гуманитарные дисциплины предоставляют более широкие возможности. Отражая явления целостно, именно гуманитарные дисциплины способствуют развитию образного мышления, эмоционально-чувственной сферы и рефлексивного восприятия информации, позволяя студенту тем самым выработать творческий подход к собственной деятельности. Помимо этого, благодаря диалектичности содержания, гуманитарные дисциплины формируют фундаментальные основы для развития системного мышления, умения объединять разнородные элементы в целое, а самое главное – развивают коммуникативные качества, которыми студенты технических специальностей, чаще всего, обладают в наименьшей степени. 

В своих предыдущих работах мы отмечали, что техническое образование, будучи обособленным от гуманитарного знания, неизбежно будет страдать технократизмом, что необходимый уровень профессиональной подготовки в вузе немыслим вне широкой культуры личности, которая формируется, прежде всего, гуманитарными дисциплинами [2; 3; 4; 5; 6]. В этой связи обратим внимание на то, что педагогическая наука рекомендует преподносить учебный материал в тесном взаимодействии с родственными дисциплинами. Данная рекомендация имеет универсальный характер, позволяя использовать потенциал той или иной дисциплины в полной мере. Так, выделяя из блока гуманитарных дисциплин на технических факультетах все филологические предметы в качестве самостоятельной единицы (условно «Инженерная филология»), логично роль одной из них определить как системообразующей, аккумулирующей в себе возможности других дисциплин данного цикла. В нашем конкретном случае приоритетным, скорее всего, должен быть русский язык, и потому, что это – государственный язык, и потому, что это – язык делового общения во всех сферах профессиональной деятельности, и потому, что это – язык русской культуры, известной всему миру. Однако основываясь только на знаниях языка, можно в итоге не достичь желаемого результата, поскольку совершенствование языковых и коммуникативных навыков всегда будет неполным без обращения к русской классической литературе. В свою очередь, занятия по русскому языку и литературе предполагают взаимодействие с такими дисциплинами, как культура речи или риторика [4].

Установление подобных междисциплинарных взаимосвязей соответствует наиболее общим закономерностям процесса познания. С точки зрения философии, «чем больше внутреннее разнообразие системы, тем более адекватно отражение ею внешнего мира, а чем больше возможностей отражения, тем быстрее система может совершенствоваться, увеличивая свое разнообразие» [1]. С учётом выявленного наукой сходства процессов эволюции живой природы и познания, сказанное подтверждает важность широты подготовки студентов к эффективной профессиональной деятельности: для саморазвития требуются избыточные ресурсы.

Методологические аспекты освоения гуманитарных дисциплин

В отличие от естественнонаучных дисциплин, которые исследуют события устойчивые, повторяющиеся, в гуманитарных дисциплинах изучаются явления единичные, уникальные, а предметом исследования здесь, как правило, является текст – источник информации (книги, музыка, живопись, интернет-текст), подлежащий преобразованию в знания. Понимание смысла текста – это своего рода творческий процесс, в результате которого, прежде всего, раскрывается внутренний мир автора того или иного текста [7]. Иными словами: не уяснив авторскую позицию в произведении, невозможно сделать вывод о его идейной направленности, о том, что хотел сказать автор своим читателям, зрителям или слушателям, с какой целью, наконец, текст был создан. А для того чтобы ответить на все эти, в общем-то непростые вопросы, нужно обладать и аналитическими свойствами ума, и в то же время образным мышлением. Причём данный подход характерен не только по отношению к художественному произведению, но к тексту вообще – рекламному, учебному, исследовательскому, любому другому. Обратим внимание и на то, что даже одинаковые методы в гуманитарных и негуманитарных дисциплинах применяются по-разному: так, при исследовании методом наблюдения гуманитарных явлений необходимо «вживаться» в ситуацию, пропускать её, что называется, через себя, в отличие, например, от естественнонаучных знаний, где необходимо максимальное невмешательство исследователя в объективную реальность.

В психологической науке говорят о «репрезентативных когнитивных структурах», с помощью которых человек познает и хранит знания в виде предвосхищающих схем, управляющих текущей познавательной активностью [10, с. 9]. Установлено также, что общее понимание принципов счета предшествует формированию понятия числа, общие правила усваиваются раньше частных, более того, изучение общих принципов должно предшествовать освоению частных элементов знаний [10, с. 63]. Мы усматриваем здесь аналогию с герменевтическим принципом контекстуального подхода, согласно которому смысл части текста можно понять лишь в контексте, в единстве с более крупными «значащими единицами». Гуманитарные явления постигаются во взаимодействии рационального (логического) познания и нерефлексируемой (образной) деятельности (сопереживание, проникновение во внутренний мир другого). Какая-то часть последней в принципе не может быть познана только рациональными методами [7], а для понимания текста необходимо заранее иметь о нём некое предположение (текст надо читать с предвосхищением определенного смысла). Как говорил А. Эйнштейн, истина возникает в результате сопоставления придумываемого и наблюдаемого. Но такого опережающего воображения, как правило, «технарям» и не хватает.

Знание не может формироваться только в логической или только в образной форме. В отличие от информации, знание есть целостное явление как результат взаимосвязанной работы логического и образного мышления. В аудитории преподаватель передаёт учебный материал преимущественно вербально, чего для усвоения материала недостаточно. Без заметного участия образного мышления обучающийся может лишь запомнить информацию («зазубрить»), но он не сможет превратить её в знание. Неминуемые разрывы в логической цепи рассуждений должны устраняться посредством интерактивной учебной деятельности и самостоятельной работы (демонстрация, интериоризация, преобразование изучаемого материала и т.д.).

С учётом вышеизложенного можно сформулировать педагогические условия эффективного преподавания филологических дисциплин на технических факультетах вузов. Это направленность на развитие самостоятельности и творчества студентов; взаимообогащение специальных и гуманитарных знаний по содержанию и методам благодаря межпредметным связям; применение обучающих технологий, обеспечивающих управляемый перевод с репродуктивной деятельности на поисковую, в том числе посредством сочетания вербальных и невербальных средств представления учебной информации; необходимость учёта рационального мышления обучаемых технической направленности; большее внимание преподавателя обеспечению познавательной деятельности студента в зоне ближайшего развития.

Направленность на развитие самостоятельности и творчества

Одна из форм проявления творчества в процессе учёбы – это учебно-исследовательская работа. В проектной деятельности процесс обучения неизбежно интенсифицируется, но превышение некоего порога трудности при выполнении самостоятельной работы ослабляет мотивацию студента. Мотивы к обучению лежат вне дисциплин специализации и чаще всего не связаны с содержанием того или иного предмета. Мотивирует, как правило, личностная значимость обучения (профессиональная направленность, интерес к самому процессу изучения, его посильность, убеждение в том, что выполняемая работа является доминантной). Практика показывает, что при изучении специальных дисциплин студент в основном справляется с той частью деятельности, где предполагается овладение конкретными знаниями. Здесь у него есть и необходимые навыки работы, и достаточная мотивация, и понимание конечного результата. Но, когда возникает необходимость обобщения результатов, перенесения их на качественно иной уровень, а, тем более, использования их в смежных дисциплинах, появляются серьёзные затруднения. И дело здесь, по-видимому, не в уровне конкретики или абстракции, а в отсутствии системности мышления. В этой связи студенту нужна, прежде всего, помощь в развитии общеинтеллектуальных умений – способность выдвигать гипотезы, комбинировать данными и отделять главное от второстепенного, проводить обобщения и оперировать полученными результатами. Естественно, что в этом случае возрастает роль управления учебно-познавательной деятельностью студента. 

Использование межпредметных связей

Междисциплинарность как одно из необходимых условий успешного обучения, механически соединяя содержание родственных или близких по смыслу дисциплин, не создаёт достаточной базы для преодоления фрагментарности знаний студентов, а это значит, что реальная интеграция разнородных дисциплин остаётся не достигнутой. 

В настоящее время в научной литературе всё чаще говорят о трансдисциплинарном подходе, который может выступать как метаметодология, которая объединяет специальные и гуманитарные знания не только по смыслу и содержанию, но и по методам, что способствует их взаимообогащению. Более того, есть предложения использовать трансдисциплинарную стратегию исследований как систему знаний при решении проблем образования, проектировании содержания и методов обучения, ориентированных на формирование системного мышления. Отмечается также, что трансдисциплинарный подход в сфере образования позволяет интегрировать теоретическое и прикладное знание из различных областей философии, естественных и гуманитарных наук с целью преодоления противоречия между педагогическими задачами и способами их решения в образовательной практике [9]. 

В продолжение этой мысли вспомним, что в учебных планах любой специальности есть так называемая базовая часть, в которую входят, в том числе, и дисциплины общегуманитарного цикла, призванные обеспечить мировоззренческие позиции, знания, необходимые для социализации личности, общую культуру и эрудицию выпускника вуза. Это обязательно философия, отечественная история, иностранный язык и некоторые др., однако само наличие этих дисциплин в учебном плане ещё не означает наличие глубоких знаний по данным предметам у выпускников вузов. Причины здесь, безусловно, могут быть разные, но одна из них имеет принципиальное значение. Есть непреложный закон: ни один предмет в системе обучения не существует сам по себе, он обязательно должен вступать в системные взаимоотношения с другими дисциплинами. В противном случае мы так и останемся на уровне фрагментарных знаний по отдельным предметам, а специалист, имеющий хорошую теоретическую базу по специальности, на поверку оказывается некомпетентным и, как ни странно, именно в своей профессиональной сфере. Невольно напрашивается вывод: если предмет гуманитарного цикла изучается вне блока гуманитарных дисциплин, то достичь желаемого результата практически невозможно, потому что только в системе, подкрепляя или углубляя одно знание другим, можно преодолеть прерывистость и фрагментарность обучения. Иными словами, трансдисциплинарность должна реализовываться «в голове» у обучаемого, он должен понимать, что изучая, допустим, историю и, благодаря литературе, представляя её в образах и картинах, он тем самым определяет для себя, например, место и роль своей профессии в динамично развивающемся российском обществе, её востребованность и перспективы. Таким образом, объединяя в своём сознании, как минимум, три дисциплины (историю, литературу и спецдисциплину), студент получает возможность расставить необходимые акценты и выбрать именно тот материал, который отвечает требованиям формирования профессиональных навыков.

Не менее характерный пример с вузовским изучением русского языка, которое может быть и содержательно, и методически построено по-разному. Один путь – это предмет «Русский язык», что называется, сам по себе, в пределах грамматических норм и правил устной и письменной речи. Другой – в сочетании с родственными дисциплинами, такими как литература или творческое письмо, когда «язык» реализуется в эталонных образцах, а студент занимается не повторным изучением правил русского языка (хотя само по себе это, наверное, тоже неплохо), а работает над текстом. Формы такой работы имеют широкий спектр: от анализа чужого текста до творческой работы по созданию текста собственного, будь то научный доклад или рекламный текст о своей специальности. 

Последнее особенно важно. Можно сколько угодно объяснять нормы литературного языка и выполнять практические задания, но, пока студент не научится различать особенности языка и стиля художественной литературы и научной, отличать язык писателей и поэтов от языка публицистического выступления, не осознает на конкретных примерах широчайшие возможности языковых средств, сам язык так и будет для него в определённой мере абстракцией. Так, например, характерный синтаксис Л.Н. Толстого, красивые пейзажные зарисовки И.С. Тургенева, психологическая напряжённость речи в произведениях Ф.М. Достоевского, лаконичный и вместе с тем содержательно ёмкий язык А.П. Чехова – всё это готовые модели для работы по русскому языку. Творческое осмысление любой подобной модели поможет студенту выработать свою стилевую манеру изложения, найти особенности своей речи, которые позволят сохранить индивидуальность и в то же время грамотно, ясно и точно сформулировать свои мысли, построить монологическое речевое высказывание в соответствии с действующими нормами современного литературного языка. Последнее в учебной практике считается высшим достижением обучающегося, а результаты такой работы нередко становятся ключевыми далеко за пределами блока гуманитарных дисциплин.

Хотелось бы здесь сразу же ответить на возможные вопросы уважаемых оппонентов: «это литературный институт?», «кого мы готовим?», «хватит ли учебного времени для специальных дисциплин?» и т.п. Подобные вопросы, по-видимому, можно считать правомерными, однако вряд ли кто-то станет спорить с тем, что без владения устной и письменной речью на должном уровне невозможно рассчитывать на успех в любой профессиональной сфере. Пути обучения, тактика могут быть разными, но ясно одно: лишь системный подход к проблеме, предполагающий использование уже сложившихся, устойчивых взаимосвязей между учебными дисциплинами, даёт возможность сформировать профессиональные и общекультурные компетенции, предусмотренные современными образовательными стандартами. 

Изменение технологии учебного процесса

При акценте на поисковый характер овладения знаниями необходимо сочетание разных способов представления учебной информации (в том числе графических) для взаимосвязи образного и словесно-логического мышления. Принято, что в виде рисунков, таблиц и схем отображается материал, изучаемый техническими, математическими и т.п. дисциплинами. Для гуманитарных предметов считаются более приемлемыми всевозможные презентации, аудио- и видеозаписи. Это сложившийся устойчивый стереотип, который до сих пор практикуется и в школе, и в вузе. Однако данный стереотип в современных условиях уже не может рассматриваться как единственный. Известно, что «наглядность» технических специальностей, назовём её так, уже нередко используется в работах гуманитарного цикла, для того чтобы придать полученным результатам большую убедительность. Так, выступая на школьных и студенческих научно-практических конференциях, обучающиеся составляют всевозможные графики и диаграммы, с помощью которых переводят образное представление в логическую схему и статистические данные, тем самым объясняя результаты своих изысканий, наверное, прежде всего, самому себе. Подобная практика может быть тем более успешной, если учесть, что, опираясь на эмоции и логику, студент фактически осваивает универсальные методики, позволяющие раскрыть разносторонние дарования. Справедливости ради надо сказать, что не все соглашаются с целесообразностью такого подхода, однако нельзя отрицать того, что попытка формализации образного представления – это для студента шаг вперёд в саморазвитии. Используемые при этом средства наглядности позволяют создать проблемные ситуации и способствуют активизации воображения, интуиции, самостоятельности и пр. Не будем забывать и о том, что наличие развитого образного мышления свидетельствует о необходимой степени готовности к обучению, когда обучаемый за каждым осваиваемым понятием может самостоятельно представлять многообразие отраженных в нём смыслов. В противном случае всё заканчивается «зубрежкой», которая, как известно, ни в школе, ни в вузе никогда не имела никакой перспективы.

Изменение структуры учебного материала и стиля его изложения

Преподавание дисциплин гуманитарного цикла на технических специальностях, конечно же, должно отличаться от преподавания на гуманитарных факультетах и структурой содержания учебного предмета, и характером изложения. Помимо этого, есть ещё один существенный фактор, который нельзя не учитывать в процессе обучения: преобладание рационального мышления у студентов технической направленности, их навыки иметь дело с систематизированным, логичным и лаконичным материалом. В этой связи методика обучения включает в себя ряд элементов, среди которых выделим следующие:

– материал составных частей интегрированной дисциплины изучается одновременно и во взаимосвязи со специальностью: в художественных произведениях затрагивается тема будущей профессии; текст для отработки норм грамотности берётся профессионально направленный и пр.; аннотирование и реферирование проводится по специальной научной литературе и докладам на научных конференциях;

– материал адаптируется в соответствии с преобладанием рационального мышления у студентов технических факультетов, используются тесты для контроля знаний и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные тренинги, средства иллюстрации и демонстрации, изложения и мини-сочинения, устный реферат на заданную тему).

Таким образом, при проведении учебных занятий преподаватель гуманитарных дисциплин как непрофилирующих, учитывая рационализм, свойственный студентам технического направления, делает акцент на таких темах, где особенности логического мышления обеспечивают успешное выполнение творческих заданий. Иными словами, алгебра, «поверяя» гармонию, не должна противоречить ей, а напротив, должна открывать в ней новые возможности и перспективы. В результате студент не только не утрачивает связи со своей специальностью, но и глубже постигает её специфику.

Приведём конкретный пример. В дисциплине «Русский язык и основы креативного письма» среди прочих есть тема, посвящённая жанрам такого письма. В лекционном формате эту тему можно было бы назвать ничем особо не примечательной: называются жанры (рекламный текст, различные виды сочинений, синквэйн и т.п.), даётся краткая характеристика каждого и приводятся конкретные примеры. Однако, когда студент получает задание написать текст в определённом жанре на заданную тему, его интерес к изучаемой дисциплине и к своему основному предмету получает совершенно новый вектор развития. Появляется так необходимое на любом занятии понимание того, что и зачем ты делаешь. 

Так, например, студентам первого курса факультета информатики и вычислительной техники в качестве практического задания к лекционной теме было предложено: написать рекламный текст о своём факультете, составить собственное резюме, ответить письменно на вопрос «Почему я выбрал специальность программиста?», написать синквэйн на одну из тем – «Опыт», «Интернет», «Творчество». Выполнение каждого из заданий требовало и самостоятельности и творчества в осмыслении темы, грамотного стилистического оформления, соблюдения жанровых законов. Подобные задания развивают и закрепляют навыки речи, позволяют активизировать свои знания, искать компромиссы между логическим и образным мышлением, являются импульсом для выработки нестандартных, оригинальных, по-настоящему творческих решений. 

Особое место занимают устные или письменные задания, нацеленные на выбор специальности («Составьте рекламный текст о своём факультете», «Объясните, почему Вы выбрали именно эту специальность?», «Каким Вы представляете современного учёного?» и т.п.). Они позволяют первокурснику переосмыслить сделанный выбор, возможно, по-новому оценить своё представление о будущей профессии. Огромную роль при выполнении подобных заданий играет и то, что практически каждый стремится быть непохожим на других, что называется, сохранить своё лицо и в то же время найти что-то новое, в том числе, и для самого себя. Это значит, что когда появилась возможность сравнить свой текст с работами других, интерес стал отчасти и соревновательным, что не может не стимулировать дальнейшее обучение. 

Особого внимания, на наш взгляд, среди представленного перечня заданий и тем заслуживает синквэйн. В методическом плане данная работа уже давно не является новой и приблизительно с 1990-х гг. с успехом практикуется в нашей стране в школьном обучении. Действительно, синквэйн – очень удобная форма, позволяющая, во-первых – систематизировать полученные знания, во-вторых – научиться выделять главное, в-третьих – развивать творческие способности. Заметим, для того чтобы написать синквэйн, то есть фактически создать произведение, не требуется каких-то особых источников, поскольку есть уже готовая схема, но эту схему необходимо насытить оригинальным содержанием. Для первокурсника, только приступающего к овладению специальностью, тема «Интернет» почти сакральная, и в то же время это мир, в котором он, к счастью или сожалению, живёт. Удивительно, но повторений и идентичных работ, выполненных дома студентами шести групп (в каждой группе в среднем по 25-27 человек), не было. Были близкие по смыслу рассуждения, было одинаковое понимание плюсов и минусов Интернета как глобальной сети, но практически каждая работа была строго индивидуальной, содержательной и по-своему креативной. Обсуждая результаты выполнения данного задания, студенты, в частности, отмечали, что в процессе размышлений над темой, стараясь её раскрыть лаконично и вместе с тем ёмко, а также нестандартно (синквэйн состоит из пяти строк с ограниченным количеством слов), они как бы заново открыли для себя тему «Интернет», а значит и всё то, что она в себя включает, в том числе, и свою будущую специальность.

Таким образом, даже отдельно взятые примеры из опыта практической работы убеждают в том, что трансдисциплинарные связи, а в нашем случае это связи между дисциплинами гуманитарного и технического циклов, могут и должны работать на результат – формирование специалиста, профессионала, владеющего креативным подходом к решению разного рода проблем.

Изменение функций преподавателя

В условиях возрастания роли умений учиться самостоятельно важным становится не столько доведение учебной информации до обучающихся, сколько содействие в усвоении ими знаний, в том числе помощь в систематизации изучаемого. Преподаватель уже не нужен как источник информации, он, скорее, консультант, направляющий обучающихся в их индивидуальной или коллективной работе. В современных условиях, в этой связи, дистанционное обучение становится всё более актуальным и даже востребованным. Однако, как это всегда бывает, общество уже разделилось, выразив диаметрально противоположное отношение к дистанционному обучению – от полного неприятия до абсолютного преобладания дистанционного обучения над всеми видами очной формы занятий. Как всегда, золотая середина не сразу будет найдена. Тем не менее, не вдаваясь в детали этой дискуссии, можем констатировать, что формы обучения, сам стиль преподавания уже серьёзно изменились, и, что особенно важно, этот новый стиль уже востребован студентами. Так учебный материал должен быть заранее предоставлен студентам в печатном и (или) электронном виде. Это позволяет преподавателю акцентировать внимание на управлении процессом самостоятельного анализа и обобщения, на активных методах реализации дидактических принципов. 

Итак, в статье на основе авторского опыта преподавания филологических дисциплин на технических факультетах вузов сформулированы педагогические условия эффективной реализации этого процесса. Среди таких условий –развитие самостоятельности и творческого подхода студентов к процессу получения и усвоения знаний, а также совершенствование управления учебно-познавательной деятельностью студентов, когда необходимо перенесение функций преподавателя с передачи информации на помощь в систематизации изучаемого и поддержание работы обучаемого в «зоне ближайшего развития» посредством управляемого перевода с начальной репродуктивной деятельности на поисковую. Не менее важно использование междисциплинарных связей для взаимообогащения родственных предметов внутри гуманитарного блока и применение трансдисциплинарного подхода для взаимосвязи специальных и гуманитарных знаний, что позволяет сформировать у студентов системное представление о будущей профессии и о своей роли как выпускника технического факультета вуза в современном российском обществе.

 

Список литературы: 

1. Абдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

2. Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Ляпаева Л.В. Интеллигентность студентов регионального технического вуза: постановка вопроса, средства оценивания, пробные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. №1 (89). С. 82-90. 

3. Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Минеев А.И. Непрерывное гуманитарное образование в системе подготовки бакалавров технических направлений [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2017. № 1. URL: http://st-hum.ru/node/516 (дата обращения: 20.05.2018).

4. Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Обжогин А.А. Инженерная филология в системе высшего технического образования // Возможности и перспективы высшего образования: опыт развития современных многопрофильных вузов: материалы IX Междунар. учеб.-метод. конф. / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2017. С. 119-123.

5. Евдокимова О.К., Горбунов В.И. Возможности дисциплины «Литература» при подготовке бакалавров технических направлений // Никоновские чтения: сборник научных статей по материалам Международного культурологического форума «Никоновские чтения» (в память о Заслуженном работнике образования ЧР Г.Л. Никоновой): в 2-х тт. Т. 2. Актуальные вопросы педагогики, психологии, литературоведения и лингвистики / Под ред. М. С. Уколовой, А. В. Никитиной, А. Ю. Николаевой. Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2016. С. 62-68.

6. Евдокимова О.К., Горбунов В.И., Васильева Л.Н. К проблеме подготовки научно-технической интеллигенции в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 3(95). Ч. 2. С. 173-180. 

7. Методы и методология социально-гуманитарного познания [Электронный ресурс] // Лекции.Орг [сайт]. 07.29.2016. URL: https://goo.gl/6rJfkF (дата обращения: 20.05.2018). 

8. Миронов А.В. Технократизм – вектор развития глобализации. М.: МАКС Пресс, 2009. 132 с.

9. Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://goo.gl/vCTh8Q (дата обращения: 20.05.2018).

10. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1995. 192 с.

 

Сведения об авторах:

Горбунов Владимир Иванович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры автоматики и управления в технических системах Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (Чебоксары, Россия). 

Евдокимова Ольга Константиновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (Чебоксары, Россия).

Data about the authors:

Gorbunov Vladimir Ivanovich – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Automation and Control in Technical Systems Department, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (Cheboksary, Russia). 

Evdokimova Olga Konstantinovna – Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Russian Language and Literature Department, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (Cheboksary, Russia).

E-mail: vigor21@mail.ru.

E-mail: evdokimova.ok@mail.ru.