Хараберюш И.Ф. Некоторые соображения о дистанционном юридическом образовании в Украине

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 340:378.147(477)

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О ДИСТАНЦИОННОМ

ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В УКРАИНЕ

Хараберюш И.Ф.

В статье анализируются особенности дистанционного обучения как самостоятельной формы в системе высшего образования Украины. Выделяются аспекты становления дистанционного образования в Украине. Рассматриваются возможности использования этой формы для получения юридического образования в Украине. Определяются категории специалистов-юристов, для обучения которых наиболее эффективно использовать дистанционное образование, базирующееся на передовых информационных технологиях. 

Ключевые слова: образование, формы образования, юридическое образование, информационные технологии, дистанционное обучение.

 

SOME IDEAS ABOUT REMOTE 

LEGAL EDUCATION IN UKRAINE

Haraberjush I.F.

The article displays the features of remote training as an independent form in the system of higher education in Ukraine. The author also allocates the features of formation of distant learning system and considers possibilities of using this form in legal education in Ukraine. The article defines the categories of graduate lawyers for whose training the distant learning system based on the advanced information technologies is the most effective one.

Keywords: formation, formation forms, legal education, information technology, remote training.

 

Трактовка современного образования вообще и юридического в частности связано со стремительным развитием различных направлений науки и знаний о человеке. В этой парадигме наблюдается переосмысление понятия образования, его роли, значения и функций, а также повышается его социальная роль. Образование является основой интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности, ее успешной социализации, экономического благосостояния, залогом развития общества, объединенного общими ценностями и культурой, и государства. Поэтому усовершенствование и перспектива образования непосредственно зависят от прогрессивных форм образования, одной из которых является дистанционное образование. 

 В пункте 1 статьи 9 «Формы получения образования» Закона Украины «Об образовании» от 5 сентября 2017 года определяется, что основными формами получения образования являются: институционная (очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая); индивидуальная (экстернат, семейная (домашняя), педагогический патронаж, на рабочем месте (на производстве); дуальная [12, п. 1 ст. 9]. Законом Украины «О высшем образовании» от 1 июля 2014 года в пункте 1 статьи 49 «Формы обучения в заведениях высшего образования» определяется, что обучение в высших учебных заведениях осуществляется в таких формах: очная (дневная, вечерняя); заочная (дистанционная) [13, п. 1 ст. 49].

Мы видим определенное несоответствие в определении форм предоставления образовательных услуг. Если в Законе Украины «Об образовании» дистанционная форма получения образования выделена как самостоятельная, то в Законе «О высшем образовании» она является синонимом заочной формы образования.

Проблемой анализа дистанционного образования как новой формы организации учебного процесса, занимались А.Л. Абрамовский [1], А.А. Андреев [3], О.Г. Карпенко [6], А.И. Кузьминский [8], Е.В. Нелин [9], В.В. Олейник [10] и др. Однако нуждается в отдельном изучении вопрос перспектив дистанционной формы получения юридического образования в Украине.

Целью статьи является рассмотрение дистанционного обучения как отдельной формы высшего образования и проблем, связанных с внедрением и перспективами дистанционной формы получения юридического образования в Украине.

Национальной программой «Образование. Украина ХХІ век» предусмотрено обеспечение развития образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических достижений, создание новой системы информационного обеспечения образования, вхождение Украины в трансконтинентальную систему компьютерной информации. 

На основании этой Программы была разработана Концепция развития дистанционного образования Украины, которой предусмотрено, что развитие образовательной системы в Украине должно привести к: 

– появлению новых возможностей для обновления содержания обучения и методов преподавания дисциплин и распространения знаний;

– расширению доступа ко всем уровням образования, реализации возможности его получение для большого количества молодых людей, включая тех, кто не может обучаться в высших учебных заведениях по традиционным формам вследствие недостатка финансовых или физических возможностей, профессиональной занятости, отдаленности от больших городов и т.п.;

– реализации системы беспрерывного образования «через всю жизнь», включая среднюю, довузовскую, высшую и последипломную;

– индивидуализации обучения при массовости образования.

Для достижения указанных результатов одним из направлений может быть развитие быстрыми темпами дистанционного образования, внедрение которого в Украине предусмотрено Национальной программой информатизации [7].

Появление дистанционного образования в Украине не случайный процесс, а закономерный этап развития и адаптации образования к современным условиям. Во всем мире дистанционное образование существует, занимает свое социально-значимое место в образовательной сфере. История современной системы дистанционного образования берет свое начало в период глобального развития информационных технологий и средств коммуникации с 50-х годов прошлого столетия. 

В своем современном виде дистанционное образование реализуется через «мегауниверситеты», которые представляют собой наилучшие образцы глобальной системы образования, и на долю которых приходится около 7,8% от всех обучающихся студентов на планете. Мегауниверситет ХХІ века представляет собой учебное заведение, ядром которого является научно-административный центр, а на периферии функционирует сеть учебных центров, объединенных гибкой системой доставки образовательных ресурсов в места пребывания потребителей с использованием современных информационно-коммуникативных технологий [9, с. 37].

Развитие дистанционного образования в Украине началось значительно позже, чем в странах Западной Европы и США и осуществлялось в условиях низкого уровня информатизации украинского общества, недостаточной оснащенности компьютерной техникой учебных заведений Украины и отсутствием специализированных методик дистанционного обучения. Теоретические, практические и социальные аспекты дистанционного образования были разработаны недостаточно. Количество научных организаций и высших учебных заведений Украины, которые бы активно разрабатывали или использовали соответствующие курсы дистанционного обучения, также было незначительным [11, с. 41].

Бесспорно, опираясь на опыт «мегауниверситетов», можно утверждать, что система дистанционного образования обеспечит общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем использования современных информационных технологий и телекоммуникационных сетей и предоставления условий для реализации гражданами своих прав на образование.

Анализ показал, что в Украине сегодня дистанционно можно получить образование в высших учебных заведениях по техническим, экономическим, филологическим специальностям (32 учебных заведения). Юридическое дистанционное образование представлено лишь несколькими высшими учебными заведениями (например, Киевский университет права НАНУ, Сумской государственный университет), а также вузами, предоставляющими возможность дистанционно изучать отдельные юридические дисциплины. 

Теперь, опираясь на Концепцию развития дистанционного образования в Украине, рассмотрим его характерные положительные признаки, которым дистанционное образование должно соответствовать, и которые дают преимущества этой форме образования. К ним относятся:

гибкость – студенты/слушатели, которые получают дистанционное образование, в основном не посещают занятия, а учатся в удобное для себя время и в удобном месте;

модульность – в основу программы дистанционного образования заложен модульный принцип; каждый отдельный курс создает целостное представление об отдельной предметной области, что позволяет из набора независимых курсов-модулей сформировать учебную программу, которая отвечает необходимым требованиям;

параллельность – обучение осуществляется одновременно с профессиональной деятельностью (или с обучением по другому направлению), то есть без отрыва от производства или другого вида деятельности;

большая аудитория – одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества студентов/слушателей, общение студентов между собой и с преподавателями с помощью телекоммуникационной связи; 

экономичность – эффективное использование учебных площадей и технических средств, концентрированное и унифицированное представление информации, использование и развитие компьютерного моделирования должны привести к снижению затрат на подготовку специалистов;

технологичность – использование в учебном процессе новых достижений информационных технологий, которые способствуют вхождению человека в мировое информационное пространство;

социальное равенство – равные возможности получения образования независимо от местожительства, состояния здоровья и социального статуса;

интернациональность – возможность получить образование в учебных заведениях иностранных государств не выезжая из своей страны, предоставлять образовательные услуги иностранным гражданам и соотечественникам, которые проживают за границей;

новая роль преподавателя – дистанционное образование расширяет роль преподавателя, делает его наставником-консультантом, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать те курсы, которые он преподает, повышать творческую активность и квалификацию согласно нововведениям и инновациям;

качество – качество дистанционного образования за счет привлечения наилучших преподавателей и использование наиболее современных учебно-методических материалов, введение специализированного контроля качества дистанционного образования на соответствие ее образовательным стандартам.

Но мы должны учитывать и существующие недостатки этой формы образования, а именно: 1) дистанционное обучение более продолжительное и менее эффективное по сравнению с очной формой при отсутствии у обучаемых необходимой самодисциплины и мотивации; 2) усложненная идентификация дистанционных студентов; 3) недостаточный непосредственный контакт между персональным преподавателем и дистанционным студентом из-за чрезвычайной профессиональной загруженности педагогов; 4) сложность объективной оценки знаний обучаемых [2, с. 363-364].

Для обеспечения указанных требований, а также системности, комплексности и согласованности действий в реформировании образовательной системы в направлении развития дистанционного образования, мы поддерживаем идею создания, внедрения и развития национальной системы дистанционного образования в Украине (НСДО), которая предусмотрена Концепцией развития дистанционного образования в Украине.

Социальное значение НСДО состоит в возможности положительного влияния на решение таких проблем как: 

– повышение уровня образованности общества и качества образования;

– реализация нужд населения в образовательных услугах;

– повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности;

– сохранение и обновление знаний, кадрового и материально-технического потенциала, которые накоплены отечественной системой образования;

– формирование единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества.

Для нашего исследования нужно четко осознавать, что создание и развитие НСДО ориентируется на следующие социальные группы: 

– ученики старших классов, желающие получить дополнительные знания параллельно с обучением в школе;

– лица, которые готовятся к поступлению в высшие учебные заведения;

– молодежь, которая не имеет возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования из-за ограниченности пропускной способности этой системы, необходимости совмещения обучения с работой, географической отдаленности от областных центров и престижных учебных заведений;

– лица, которые имеют медицинские ограничения для получения регулярного образования;

– военнослужащие, которые увольняются из вооруженных сил и члены их семей;

– военнослужащие срочной службы вооруженных сил, МВД и погранвойск;

– специалисты конверсионных предприятий, которые подлежат увольнению;

– безработные;

– руководители государственных органов управления разных уровней;

– студенты, которые желают получить другое параллельное образование;

– лица, которые желают получить последипломное образование;

– лица, которые отбывают наказание в местах лишения свободы;

– украино- и русскоязычные граждане зарубежных стран.

С другой стороны мы должны также четко определить особенности и перспективы развития высшего юридического образования в Украине и понять как это коррелируется с системой дистанционного обучения, которое формируется в государстве, насколько оно способно улучшить качество подготовки юристов, и для какой группы обучающихся дистанционное юридическое образование более всего подходит.

Начиная рассматривать этот вопрос, мы должны понять, что популярность юридической профессии и отсутствие четких критериев определения востребованности таких специалистов послужили причиной хаотичного увеличения количества высших учебных заведений по подготовке юристов. Кроме того, слабая связь высшего юридического образования с рынком предоставления работы вызвала беспокойство по этому поводу на государственном уровне, вследствие чего была утверждена «Программа развития юридического образования на период до 2005 г.» [14]. Эта программа впервые подняла вопрос именно квалифицированного юридического образования. Перечень определенных этим нормативным актом задач, в частности относительно разработки и упорядочения руководящей нормативно-правовой базы организации деятельности высшего юридического образования, оптимизации системы высших учебных заведений по подготовке юристов, разработки стандартов для соответствующих образовательно-квалификационных уровней, внедрение новых специализаций согласно нуждам юридической практики, а также создание механизма обеспечения местами для прохождения практики или трудоустройства выпускников юридических специальностей, к сожалению, остаются актуальными и по сей день.

Также Программой развития юридического образования была предусмотрена необходимость проведения ряда мероприятий по развитию и внедрению современных информационных технологий обучения, созданию локальных информационных сетей, учебных курсов в электронной форме, которые формируют, по нашему мнению, определенную базу для дистанционного получения юридического образования в свете формирования НСДО.

Отдельные проблемы качества высшего юридического образования выявляли исследователи различных областей права. Так авторы комплексной научной работы «Эволюция этоса юриста в Украине (исторический и социально-психологический очерк)» [4] обратили внимание на проблему определенной несовместимости юридического образования с заочной или дистанционной формами обучения, закрытость юридического образования, которая состоит в низком уровне обмена международным опытом, оторванности юриспруденции от других дисциплин, которая, прежде всего, касается тех случаев, когда специалист определенной области права не владеет деталями ее экономической или политологической составной части и др. Еще одной причиной несовершенства высшего юридического образования Украины ученные считают чрезмерную "затеоретизированность" правового образования, которая характеризуется недостаточным владением выпускниками юридических специальностей практическими навыками, формами и методами деятельности юриста [5, с. 279].

Мы считаем, что на современном этапе дистанционное юридическое образование наиболее эффективно может использоваться для подготовки специалистов уровня магистр, а также в системе повышения квалификации. Такие специалисты имеют достаточную мотивацию, могут работать самостоятельно, знают для чего нужно учиться и, в большинстве своем, работают по специальности и не имеют возможности приезжать в учебное заведение.

Чтобы система дистанционного образования заняла достойное место в системе образования Украины, нужно, прежде всего, создать глобальную компьютерную сеть образования и науки, поскольку именно компьютер и передовые информационные технологии дают возможность получать учебный материал. Ведь все это является одновременно и библиотекой, и центром справочной информации, и коммуникативным центром, что делает их одним из элементов реализации программы беспрерывного образования в Украине.

Итак, дистанционное образование является самостоятельной формой обучения и имеет присущие только такой форме обучения преимущества и недостатки. При этом такая форма образования способна обеспечить требования государственного стандарта высшего образования для определенной категории специалистов-юристов, а также переход от индустриального к информационному обществу. Это, в свою очередь, нуждается в системной государственной поддержке с целью создания, внедрения и развития национальной системы дистанционного юридического образования в Украине, которая станет частью образовательной системы Украины и будет интегрироваться в Европейское и мировое образовательное пространство. 

 

Список литературы:

1. Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования: дис. … канд. соц. наук: спец. 22.00.06 – социология культуры. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2014. 203 с. 

2. Адамова І.З., Кучерява Д.В. Дистанційна освіта: стан та проблеми // Вісник Чернівецького торговельно-економічного інституту. Економічні науки. 2013. Вип. 1. С. 361-364. 

3. Андреев А.А. Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с. 

4. Анучина Л.В., Вовк Д.О., Грошевий Ю.М. Еволюція етосу юриста в Україні (історичний та соціально-психологічний нарис). Харків: Право, 2011. 264 с.

5. Воронцова К.В. Стан дослідження розвитку вищої юридичної освіти незалежної України // Науковий вісник кафедри Юнеско КНЛУ Серія Філологія Педагогіка Психологія. 2015. Випуск 31. С. 275-281. 

6. Карпенко О.М., Бердшадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Роль мегауниверситетов в развитии дистанционного образования // Труды современной гуманитарной академии. 2008. № 8. С. 36–54. 

7. Концепція розвитку дистанційної освіти в Україні, затверджена Постановою МОН України від 20 грудня 2000 р. [Электронный ресурс] // Освітній портал [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/SwwN9C (дата обращения: 15.02.2018). 

8. Кузьмінський А.І. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. 2-ге вид., стер. Київ: Знання, 2011. 486 с. 

9. Нелін Є.В. Вища дистанційна освіта в Італії: проблеми, сучасність і перспективи розвитку // Український педагогічний журнал. 2016. № 2. С. 36-41. 

10. Олійник В.В. Організаційно-педагогічні основи дистанційної освіти і навчання: монографія. Київ: Міленіум, 2003. С. 390-393. 

11. Олійник В.В. Дистанційне навчання в післядипломній педагогічній освіті: організаційно-науковий аспект // Післядипломна освіта в Україні. 2001. № 1. С. 39-44. 

12. Про освіту: Закон України від 5.09.2017 № 2145-VIII // Відомості Верховної Ради України. 2017. № 38-39. Ст. 380. 

13. Про вищу освіту: Закон України від 1.07.2014 № 1556-VII // Відомості Верховної Ради України. 2014. № 37-38. Ст. 2004. 

14. Про затвердження Програми розвитку юридичної освіти на період до 2005 року (за станом на 20.04.2015 р.): Постанова Кабінету Міністрів України [Электронный ресурс] // Верховна Рада України. Офіційний портал. 10.04.2001. URL: https://goo.gl/pmLK83 (дата обращения: 15.02.2018).

 

Сведения об авторе:

Хараберюш Иван Федорович – доктор юридических наук, профессор кафедры права и публичного администрирования Мариупольского государственного университета (Мариуполь). 

Data about the author:

Haraberjush Ivan Fedorovych – Doctor of Legal Sciences, Professor of Law and Public Administration Department, Mariupol State University (Mariupol).

E-mail: hif52.04@gmail.com.