Кольцова И.И. Ретроспектива формирования информационного общества в Республике Польша

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 316.324.8:004(438)

РЕТРОСПЕКТИВА ФОРМИРОВАНИЯ 

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША

Кольцова И.И.

В статье доказано, что динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий в мире определило необходимость перехода и построения качественно и количественно новой общественной формации – информационного общества. Отмечено, что движущей силой становится особая субстанция – информация, использование новейших технологий и создание интеллектуальных продуктов. Выделено 4 этапа формирования информационного общества. Охарактеризованы особенности развития ИКТ на этих этапах и проанализировано наличие нормативно-правовой базы, которая обеспечивает интенсивное развитие информационных технологий в Польше.

Ключевые слова: информация, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, Республика Польша, государство, этапы, законодательство.

 

RETROSPECTIVE OF INFORMATION SOCIETY CREATION

IN REPUBLIC OF POLAND

Koltsova I.I.

The article proves that the dynamic development of information and communication technologies in the world has determined the necessity of transition and construction of a qualitatively and quantitatively new social formation as information society. It is noted that the driving force is information, the use of advanced technologies and the creation of intellectual products. There are four stages of information society formation. The author characterises the peculiarities of development of ICT on these stages and the existence of a regulatory and legal framework that provides the intensive development of information technologies in Poland.

Keywords: information, information society, information and communication technologies, Republic of Poland, state, stages, legislation.

 

Построение информационного общества, основанного на использовании информационно-коммуникационных технологий, является одной из сверхважных и стратегических задач для каждой развитой страны, так как служит движущей силой и стимулом для инновационного развития экономики, политической и социокультурной сферы. Неотъемлемым элементом информационного общества является электронное управление как новая форма и механизм организации государственного управления, что кардинально влияет на общество в целом. Развитие информационного общества является весьма актуальным вопросом для государств Центрально-Восточной Европы, в частности, для Республики Польша. Поскольку процесс глобальной информатизации, где ведущую роль играют коммуникативно-информационные технологии, определил неизбежность вхождения государств в мировое информационное пространство и открывает новые возможности для польского общества, считаем эту тему актуальной и интересной для исследования.

Поэтому целью работы является сравнительный анализ предпосылок и факторов, особенностей, проблем и перспектив развития информационного общества в Республике Польша.

Первоочередной задачей при исследовании информационного общества в Польше является выяснение сути понятия «информационное общество», которое является сравнительно новым. В частности, на основе научных трудов Д. Белла [4], И. Грибова [1], Ю. Пачковского [7], М. Пентковского [8], было охарактеризовано понятие «информационное общество», составлен его краткий исторический очерк и выявлены характерные черты. Отдельные аспекты политико-правовых факторов и предпосылок освящены и закреплены в нормативно-правовых актах Польши. Здесь следует назвать следующие документы: Постановление Сейма «О формировании основ построения информационного общества в Польше» [12], e-Польша – «План действий по развитию информационного общества в Польше в 2001-2006 гг.» [9], «Закон об электронной подписи» [13], «Стратегия информатизации Республики Польша – е-Польша» [10] и другие. В этих документах на законодательном уровне были закреплено особенности использования информации и формирования информационного общества в государстве.

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), массовая цифроизация и компьютеризация стали фундаментальной основой для развития и появления новой эволюционной формации – информационного общества, которое генерирует, хранит, распространяет, получает и использует информацию. Выделяют следующие основные признаки информационного общества: осознание приоритетности информации перед другими продуктами деятельности человека; признание информации как первоосновы жизнедеятельности человека; определение информации как продукта деятельности современного человека; квалификация информации в чистом виде (самой по себе) как предмет купли-продажи; обеспечение равных возможностей доступа к информации для всех слоев населения; наличие безопасности информационного общества, информации; обеспечение защиты интеллектуальной собственности; существование взаимодействия всех структур государства и государств друг с другом на основе информационных технологий; присутствие управления информационным обществом со стороны государства, общественных организаций [7, s. 67-75].

Современный информационный ландшафт Польши в контексте развития информационного общества формировался в течение длительного периода, который связан с историческими особенностями развития ИКТ в мире, появлением информационной инфраструктуры, деятельности государств как на внешнем (международном) так и на внутреннем (национальном) уровнях. Поэтому, проанализировав ряд источников, условно можно выделить четыре основных исторических этапа, которые позволяют проследить основные вехи развития информационного общества.

Первый этап охватывает период со второй половины XIX века до начала 1990-х годов. В этот период были сделаны важные технологически-информационные открытия – изобретение телеграфа (1847), телефона (1870), радио (1895), беспроводного телеграфа (1922), телевидения (1930), начиная с 1950 г. – изобретение транзистора, интегральных схем, микропроцессора, микрокомпьютера, создание сетевых технологий и др. Все это дало мощный толчок к развитию информационного общества как в мире, так и в Польше, где с 1918 г. действовало Польское телеграфное агентство, которое в 1944 г. было преобразовано в Польское агентство печати.

Идеи по построению информационного общества, которые были сформулированы на Западе, попали в Польшу в 1974 г. после публикации работы Ю. Масуди по построению информационного общества в Японии. Следующим шагом стал доклад Римского клуба – «Микроэлектроника, включающий цифровое исключения и электронное обучение». С 1984 г. в Польше начали использовать компьютеры, которые стали основой для информатизации предприятий и научных учреждений, а в 1989 г. появились первые теоретические разработки по проблемам информационного общества в Польше [5].

Во время второго этапа, который охватил период 1991-2000 гг. состоялось динамичное развитие информационного общества. Прежде всего, этот этап характеризуется становлением современной Польши как полноценного субъекта международных отношений и формированием национального информационного общества. В 1994 г. состоялся Первый Конгресс польской информатики, на котором обсуждался доклад группы Бангемана, а также рассматривались пути его адаптации в польских реалиях [2]. Следует подчеркнуть, что именно с этим докладом связывают активизацию польских исследователей в области информационного общества. По результатам Конгресса был утвержден доклад «Стратегия развития информатики в Польше», основными тезисами которого стали: предположение о том, что телеинформатика является одним из основных факторов экономического и социального развития страны; для того, чтобы обеспечить эффективную интеграцию Польши с Европейским Союзом, информационные системы страны должны быть адаптированы к стандартам объединения; неотложной задачей законодательной ветви власти является разработка рациональных правовых решений по ИТ; для общественного благополучия и для достижения общественного принятия компьютеризации необходимо законодательно гарантировать защиту персональных данных гражданина в общих информационных системах; для надлежащего развития компьютеризации необходимо обеспечить приток образованного ИТ-персонала, можно достичь только на основе хорошо функционирующей системы образования; для достижения адекватного уровня знаний в области ИТ в обществе необходимо распространять доступ к информационным технологиям дома и в школе путем уменьшения размера налогов и сборов; всеобщий доступ к глобальным культурным благам польской культуры следует распространять с помощью ИТ-ресурсов [11]. 

Все это стало движущей силой дальнейшей информатизации Польши и проведения конференции по вопросам развития информационного общества. Также в 1991 г. было создано Польское информационное агентство, которое занималось обзором польской прессы и статей о Польше, которые выходили в зарубежной печати.

В 2001-2010 гг. в рамках третьего этапа состоялся слет ИКТ-сегмента Польши. Немаловажным компонентом вхождения Польши в информационное пространство и перехода к информационному обществу стало создание специальной системы органов, деятельность которых направлена на информационное обеспечение белорусской политической системы и ее функционирования. В частности, в 2003 г. Польское информационное агентство было трансформировано в Польское агентство по инвестициям и торговле, которое помогает инвесторам выйти на польский рынок, предоставляя всю необходимую экономическую и правовую информацию. 

 

Миссия Польского агентства по инвестициям и торговле также заключается в создании положительного имиджа Польши в мире и продвижении польских товаров и услуг.

В 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского Союза (ЕС) не только в контексте политического союза, но и регионального информационного сообщества, поскольку одна из стратегических задач ЕС – это построение цифровой Европы, использование цифровых технологий во всех сферах и слоях европейского социума. После вступления Польши в ЕС, Совет Министров принял программу развития информационного общества в Польше и определил направления развития информационных технологий в стране. Эти инициативы, в частности по информатизации сектора государственного управления, представлены в следующих работах: «Портал – предварительная концепция проекта», «Стратегия информатизации Республики Польша – e-Польша на 2004-2006 годы», «План действий по развитию электронного управления (англ. – e-Government) на 2005-2006 гг.», «Стратегия направленности развития информатизации Польши в 2013 г.».

Чрезвычайно важным событием для страны стало участие во Всемирном саммите по информационному обществу в 2003 и 2005 гг., где были утверждены «Декларация принципов построения информационного общества» и «План действий по построению информационного общества», в которых зафиксированы согласованные направления и механизмы международного сотрудничества в этой сфере [3].

 Во время четвертого этапа, а именно в 2011 г., в Польше было создано Министерство управления и цифровизации (с 2015 г. Министерство цифровизации), деятельность которого на институциональном уровне направлена на обеспечение развития информационного общества государства. Структурными элементами Министерства являются департамент развития электронных услуг и открытости данных, департамент цифровой компетентности, департамент геоинформационной политики, департамент системного развития, департамент управления данными и департамент телекоммуникаций. Каждый из них отвечает за конкретную сферу в контексте информатизации общества, совершенствования оказания электронных услуг и содействие коммуникации, адаптации органов местного самоуправления к созданию технических и организационных условий для использования цифровых услуг и др. [6].

Также в стране принимаются различные программы и стратегии развития информационного общества и электронного правительства. Кроме этого, происходит расширение предоставления услуг в информационно-коммуникационной сфере, развитие мобильного Интернета и новых технологий для обеспечения информационных потребностей общества в сетях 3G, 4G, Wi-Fi и др.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что формирование информационного общества в Республике Польша прошло четыре основных этапа и продолжает свое развитие в настоящее время. На первом этапе произошли значительные технологически инновационные открытия, давшие толчок к развитию ИКТ. На развитие информационного общества Польши повлияли первые идеи информатизации, пришедшие с Запада. На втором этапе, были созданы многие информационные агентства, которые начали генерировать информацию и распространять ее среди широких слоев населения, в Польше были проведены первые конференции по информатизации. Во время третьего этапа чрезвычайно важными аспектами стало участие Польши в глобальных саммитах по информационному обществу, а также создание соответствующих институтов, к сфере деятельности которых относится информатизация и электронизация общества. В свою очередь на четвертом этапе происходят трансформационные изменения, направленные на создание и распространение новых программ в области информатизации общества.

 

Список литературы:

1. Грибов И.А. Информационное общество: от виртуальной реальности к реальной виртуальности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2012. № 9. C. 47-51. 

2. Лазарук М. Особливості законодавчого регулювання інформаційного суспільства Польщі в контексті європейської інтеграції // Сучасна українська політика. Політики і політологи про неї. К., 2009. Вип. 18. С. 365-375.

3. Пантелей Н. Стратегия формирования информационного общества в Республике Беларусь // Веснік Сувязі. 2013. №3. С. 21-23.

4. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973.

5. Bliźniuk G., Nowak J.S. Społeczeństwo informacyjne 2005. Katowice: Wyd. PTI. 2005.

6. O ministerstwie [Электронный ресурс] // Ministerstwo cyfryzacji Polski [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/ZHBBYC (дата обращения: 16.01.2018).

7. Pachkovsky Y. Społeczeństwo informacyjne: nowe wyzwania dla rozwoju e-commerce na Ukrainie // Nierówności Społeczne a Wzrost Gospodarczy. 2015. Nr. 44. S. 67-75.

8. Piątkowski М. Polska – Kulejąc w kierunku społeczeństwa informacyjnego // E-mentor: metody, formy i programy kształcenia. 2006. Nr. 4. S. 34-42.

9. Plan Działań na Rzecz Rozwoju Elektronicznej Administracji (eGovernment) na lata 2005-2006. Warszawa: Ministerstwo Nauki i Informatyzacji, 2004.

10. Strategia informatyzacji Rzeczypospolitej Polskiej – ePolska na lata 2004-2006 [Электронный ресурс] // Grupa Gazeta.pl [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/AHme37 (дата обращения: 16.01.2018). 

11. Strategia rozwoju informatyki w Polsce. Stan, Perspektywy, Zalecenia. Raport Kongresowy [Электронный ресурс] // Biblioteka cyfrowa Politechniki Śląskiej [сайт]. URL: https://goo.gl/UjcHh6 (дата обращения: 16.01.2018).

12. Uchwała Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 14 lipca 2000 r. [Электронный ресурс] // Sejm Rzeczypospolitej Polskiej [сайт]. 14.07.2000. URL: https://goo.gl/HnZvnn (дата обращения: 16.01.2018).

13. Ustawa z dnia 18 września 2001 r. o podpisie elektronicznym [Электронный ресурс] // Internetowy System Aktów Prawnych [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/ZFsdSu (дата обращения: 16.01.2018).

 

Сведения об авторе: 

Кольцова Ирина Игоревна – аспирант кафедры международных коммуникаций и политического анализа Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, заместитель председателя отделения Общества польской культуры на Волыни им. Евы Фелинской (Луцк, Украина).

Data about the author:

Koltsova Iryna Igorivna – graduate student of International Communication and Political Analysis Department, Lesya Ukrainka Eastern European National University; Deputy Head of Ewa Felińska Polish Culture Society of Volyn (Lutsk, Ukraine).

E-mail: koltsova.i@ukr.net