Крылова М.Н. Современная художественная литература о деревне: географический аспект

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 82-3+821.161.1

СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

О ДЕРЕВНЕ: ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Крылова М.Н.

В статье рассмотрена современная литература о деревне с точки зрения места рождения авторов и места действия в их произведениях. Целью статьи стало выявление черт современной прозы о деревне, определяемых географией их создания. Исследование проводилось с помощью историко-генетического, социологического, биографического, описательного и других методов. Наибольшее внимание было уделено творчеству В.В. Личутина, Б.П. Екимова, А.В. Новосельцева, А.Г. Байбородина, М.А. Тарковского, В.О. Авченко, Л. Белоиван и других современных писателей, причём анализ проводился с точки зрения отражения в прозе данных авторов географических реалий и особенного локального восприятия действительности. Отмечается, что многие компоненты повествования зависят от географической принадлежности, влияющей на формирование специфической картины мира конкретного писателя, от его социального и жизненного опыта, во многом связанного с местом жительства. Наиболее сильным сегментом современной литературы о деревне является северный текст, что демонстрирует следование писателей, обратившихся к теме деревни, традициям «деревенской прозы». Кроме того, выделяется литература о деревне, создаваемая на юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Делается вывод о том, что в литературе о деревне географический фактор оказывается очень сильным и более значимым, чем в других тематических пластах современной русской литературы, поскольку именно в текстах о деревне авторы в наибольшей степени ориентированы на выражение своих географических предпочтений, анализ действительности, имеющей местный колорит. Географические реалии формируют оригинальность произведений о современной деревне и создают неповторимый контекст для их создания.

Ключевые слова: литература о деревне, русская деревня, география, Русский Север, юг, Сибирь, Дальний Восток.

 

MODERN ARTISTIC LITERATURE

ABOUT THE VILLAGE: GEOGRAPHICAL ASPECT

Krylova M.N.

The article examines modern literature about the village from the point of view of the place of birth of the authors and the place of action in their works. The purpose of the article was to identify the features of modern prose about the countryside, determined by the geography of their creation. The research was carried out using historical-genetic, sociological, biographical, descriptive and other methods. The greatest attention was paid to the works by V.V. Lichutin, B.P. Ekimov, A.V. Novoseltsev, A.G. Bayborodin, M.A. Tarkovsky, V.O. Avchenko, L. Beloivan and others, and the analysis was carried out from the point of view of reflection in the prose of the authors' data on geographical realities and a special local perception of reality. It is noted that many components of the narrative depend on geographic affiliation, which influences the formation of a specific picture of the world of a particular writer, on his social and life experience, largely related to his place of residence. The strongest segment of modern literature about the village is the northern text, which is demonstrated by the following of writers who turned to the theme of the village, the traditions of “village prose”. In addition, the literature about the village, created in the south of Russia, in Siberia and the Far East, is highlighted. It is concluded that in the literature about the village, the geographical factor turns out to be very strong and more significant than in other thematic layers of modern Russian literature, since it is in the texts about the village that authors are most focused on expressing their geographical preferences, analysing reality that has a local colouring. Geographical realities shape the originality of works about the modern village and create a unique context for their creation.

Keywords: literature about the village, Russian village, geography, Russian North, South, Siberia, Far East.

 

В начале XXI века в развитии российского общества наметился ряд кризисов, связанных с пересмотром ценностей, деструкцией культуры, трансформацией духовности. Урбанизация сознания современного человека переместила центр восприятия им действительности в города. Город трактуется современным человеком как идеальное место, а жизнь в городе – как практически единственная система существования, способная удовлетворить его интересы – материальные, культурные, духовные. Социальные и духовные ценности в этих условиях видоизменяются, разрушается органическая целостность личности, необходимая для её дальнейшего успешного развития. Компенсировать данные потери могло бы восстановление связи человека с деревней, в пространстве которой проходила жизнь ближайших предков большинства из нас и которая может реставрировать духовность, возродить утраченные ценностные ориентиры.

Необходимость обращения взора к деревне как к сильному началу, способному наделить энергией утрачивающего её в урбанистическом пространстве человека, почувствовали многие современные писатели, обратившиеся к деревенской теме. В литературе начался поиск способов возвращения мира деревни в сферу восприятия современного жителя России – преимущественно горожанина.

Современную литературу о деревне рассматривают многие исследователи: Е.А. Андреева [2], В.Н. Бараков [4], Н.А. Вальянов и М. Черняк [8], Т.А. Пономарева [16] и др. Внимание учёных направлено на поэтику произведений современных авторов, особенности их сюжетов, героев и художественного мира, на социально-экономические аспекты их творчества, состояние и статус литературы о деревне в современной русской литературе и другие проблемы. Исследователи выявляют в современной прозе о деревне мотивы и сюжеты русской классики [6], анализируют особенности художественного осмысления современными писателями основ национального бытия [9], создаваемые ими социокультурные мифы [12], прогнозируют перспективы развития современной литературы о деревне [11] и т.п.

Предметом нашего исследования становится в первую очередь современная проза о деревне как произведения, представляющие попытку авторов изобразить современную деревню без приукрашивания и фантазий, такой, какая она есть на самом деле. Целью исследования стало выявление в современной прозе о деревне специфики, обусловленной географическим фактором – местом рождения и жительства автора.

Посредством существования в современной литературе о деревне объединений по географическому принципу в ней продолжаются традиции русской «деревенской прозы». Наиболее сильной, в соответствии с традициями «деревенской прозы» (Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.М. Шукшин и др.), является линия прозы о деревне Русского Севера, представленная в творчестве А.С. Бушковского, А.К. Ехалова, А.Ю. Кирова, В.В. Личутина, И.Л. Мамаевой, Н.М. Мелёхиной, С.М. Мишнёва, Д.Г. Новикова, М. Шанина и др. Есть также «южное направление» (Б.П. Екимов, А.В. Новосельцев), сибирский сегмент (В.И. Аксёнов, А.Г. Байбородин, М.А. Тарковский), литература, относящаяся к территории Дальнего Востока (В.О. Авченко, Л. Белоиван). Рассмотрим творчество некоторых из данных авторов.

Писатели осознанно и неосознанно обращаются к территориально значимым проблемам, изображают природу региона, влияние климата на людей, проявляют преемственность в темах произведений и их героях. Для мастера слова, обращающегося к деревенской теме, очень важна географическая принадлежность, место рождения и место жительства на данный момент. В различных деревнях России родились Б.П. Екимов, Н.М. Мелёхина, З. Прилепин и др. Городскими жителями с рождения являются Р.В. Сенчин, Г.Ю. Шульпяков, М. Шанин и др. Н.А. Ключарёва родилась в Перми, затем долго жила в Ярославле, а последние десятилетия – в Москве. При этом для современных писателей, поднимающих деревенские темы, быть настоящим деревенским жителем совсем необязательно, но их связь с деревней, умение понять её проблемы, тем не менее, глубоко обусловливаются их географической принадлежностью.

Писатели могут очень схоже трактовать проблемы современной деревни и одинаково заинтересованно её изображать, но в том случае, если писатель в деревне родился и долгое время жил (в идеале живёт сейчас), это будет взгляд изнутри; если же писатель – городской житель, то в деревне он будет гостем, для которого всё, что здесь происходит – не близкое и не родное, пусть и очень интересное.

Огромные пространства России, многочисленные отличия между разными регионами (природные, погодные, культурные) обусловили существование не только особенностей в укладе деревенской жизни, но и отличий в творчестве писателей, описывающих деревню. Условно эти географические объединения можно обозначить в первую очередь как «северную» и «южную» прозу.

К «новой северной прозе», или просто северному сегменту современной прозы о деревне относится творчество А.С. Бушковского, А.К. Ехалова, А.Ю. Кирова, В.В. Личутина, И.Л. Мамаевой, Н.М. Мелёхиной, С.М. Мишнёва, Д.Г. Новикова и других современных авторов.

«Северная» проза представлена в творчестве А.С. Бушковского – современного писателя, родившегося в Карелии, в селе Спасская Губа Кондопожского района. Сейчас писатель живёт в Петрозаводске, с деревней он связан своей профессией – работает печником. А.С. Бушковский выделяется на фоне остальных писателей своей исконностью, крепкой связью с жизнью. Он бывший военный, сотрудник СОБРа, четырнадцать лет воевал в «горячих точках», участвовал в боевых действиях в Чечне. Этот взгляд солдата, человека, прошедшего ад, виден в произведениях писателя.

Рассказ «Мама» А.С. Бушковского начинается с описаний скромных реалий северной деревни: «Мои отец и мама живут в деревне. На берегу озера у них обычный дом, деревянный, с печкой. У причала лодочка, во дворе собака в будке»[7]. Для автора важно создать атмосферу деревни, наполненную особым колоритом. В контексте северной деревни для писателя наиболее значимы её жители, которых он видит в первую очередь трудолюбивыми: «Ещё мама всегда по хозяйству, у окна не сидит, на дорогу не глядит» [7] и очень терпеливыми: «Отец, когда в силах, помогает ей, но он периодически пьёт. А мама терпит» [7]. Олицетворением деревни, её душой выступает в рассказе главная героиня – мама, образ которой создаётся автором нежно и явно с автобиографическими мотивами.

Все произведения В.В. Личутина связаны с жизнью северной деревни, расположенной на побережье Белого моря. Автор родился в Архангельской области, и Русский Север остался с ним на всю жизнь. Его описания северной природы полны любви и демонстрируют внимание автора к деталям. Писатель нередко вводит в такие описания диалектную лексику, ещё более подчёркивающую местный колорит: «Зимами родное болото превращалось в слепящее белое море с волнами-застругами, на первый взгляд совершенно безжизненное, мертвое, но мы-то знали, что по зарослям кустарника-еры бегают стайки куропотей, там шляются лисы в поисках добычи, мечут бисер следов зайцы, выскакивая на поедь из ближних ворг, там шастают волки» («Сон золотой») [13, c. 37]. Показательно, что диалектизмы даже не требуют пояснения, их семантика становится ясной из контекста. Тексты автора полны подробностей, часто связанных с его собственным детством: «Босиком я бегал до десятого класса и никогда не болел простудою…» («Путешествие в Париж») [13, c. 463], в результате образ Севера, создаваемый им, оказывается очень личностным.

Авторы, пишущие сегодня прозу о деревне, живут и на юге России, в связи с чем их творчество получает специфические черты.

В книгах Б.П. Екимова, почётного гражданина города Калача-на-Дону, мы видим верность теме деревни, и это деревня явно южная. Писатель с любовью называет географические пункты своего детства: «…Вдруг вспомнил о наших родниках в Задонье: Калинов-колодец, Фомин-колодец, родник у кургана Хорошего, у Маяка, на Мордвинкином поле… Немало их – ключей, родников, колодцев» («На распутье») [10]. Характеризуя реалии деревенской жизни, Б.П. Екимов часто использует притяжательное местоимение мой, показывающее, как близки ему реальные проблемы южного села, одной из которых автор считает гибель колхозов: «Сентябрь месяц, год 2004-й. В моем, Калачевском районе кончилась довольно долгая, в целых 80 лет, эпоха колхозов. Много их было: большие, малые и вовсе крохотные; бедные и богатые» («Прощание с колхозом») [10].

А.В. Новосельцев родился в Сталинграде, проживает в городе Ельце Липецкой области. Свои рассказы автор посвящает не только южной деревне, так как он много путешествует и знает сельскую жизнь от юга до севера России. Но именно описания южной природы наиболее поэтичны в его творчестве: «Квакали лягушки с лимана, сладко пахло камышом, воздух был терпким и остывающим от знойного южного дня…»(«Мои гармошки») [14]). Для писателя очень важна тема смысла жизни, который он во многом видит в сохранении памяти о деревне и, конечно, самой деревни: «Долгом этим, любовью к родной земле, мечтою о потомках, продолжающих воспевать её, и живём мы сегодня» («У окошка») [15].

Сибирские писатели также создают произведения, посвящённые современной деревне и её проблемам.

А.Г. Байбородин пишет о деревне чаще всего в жанре очерка. Его очерк «Мать сыра земля» посвящён образу земли, наиболее важному для художественного мира авторов, пишущих о деревне. В самом начале очерка автор подчёркивает, что родная земля для каждого своя: «Моя тайга... степь, озеро, река, луга, поля и нивы... – моя родная рус­ская земля» [3, c. 166]. Используемое при этом притяжательное местоимение моя важно для характеристики ощущения писателя. Схожую роль выполняет и притяжательное местоимение свой: «Свой окрайчик земли, словно краюха ржаного хлеба, засолоневшая от пота, от слёз кручины и отрады; своя земля...» [3, c. 166]. Мысли о земле, высказываемые писателем в данном очерке, одновременно романтичны и полны глубокого анализа, в том числе научного, отношения к земле, проявляемого русским народом на протяжении его истории. К примеру, А.Г. Байбородин пишет, что для русских (славянских) крестьян времён язычества была характерна «неизбывная, всепоглощающая, обрядово-по­клонная, жертвенная любовь к матери сырой земле – любовь, увы, порой впа­дающая в духовную прелесть – языческое одухотворение земли» [3, c. 167]. Наибольшее внимание уделяет автор в очерке отношению к родной земле сибиряков, довольно подробно описывая историю заселения русскими Сибири. Важнее всего для писателя охарактеризовать опыт общения с землёй, понимания её старообрядцев: «Ведомо, что среди российского крестьянства, а уж тем паче забайкаль­ского, старообрядцы (семейские) выделялись непревзойдённым земледель­ческим талантом, а в основе таланта – азартное трудолюбие, крепкий домо­строй и сбережённый многовековой хозяйственный опыт» [3, c. 180]. Этот свой интерес А.Г. Байбородин объясняет в конце очерка, упомянув, что «родился и вырос в забайкальской крестьянской семье» [3, c. 182] и с детства наблюдал обычаи старообрядцев, бережно сохраняемые ими.

Сибирский поэт и писатель М.А. Тарковский происходит из очень известной творческой семьи, он внук поэта А.А. Тарковского, племянник режиссёра А.А. Тарковского. Всю свою жизнь он посвятил воспеванию родной Сибири, вот уже более тридцати лет живёт в Туруханской тайге, в непосредственной близости к природе родного края.

Произведения М.А. Тарковского, как у большинства авторов, пишущих сегодня о деревне, во многом автобиографичны и сочетают черты художественной и очерковой литературы. В одном из последних текстов, повести «Что скажет солнышко?», автор показывает, что для него важны чувственные впечатления о родной земле, её звуках, вкусах и запахах: «Река шумела с пространной задумчивой мощью, каждый камень, каждый скальный обломыш давал пенный завиток течения, и шум складывался из сотен таких завитков и стоял сплошь» [17]. Особенно значимы для героя повести одорические ощущения: «Десятками запахов говорили эти берега, травяной прелью, полынной и тальниковой горечью. Когда лодку догонял ветер, нас обдавало масляной гарью мотора, а из сундука несовместимо сочился запах рыбного пирога» [17]. Для М.А. Тарковского является настоящим удовольствием употребление диалектной лексики, например, наименований местной флоры и фауны: «В перекате на меляке буквально под бортом торопливо занырнул-исчез крохаль» (подстрочная сноска поясняет, что данным словом называют особую таёжную породу утки) [17]. Создаваемый автором мир Сибири благодаря таким деталям становится более живым и настоящим.

Кроме того, о деревне пишут современные авторы, живущие на Дальнем Востоке, – В.О. Авченко, Л. Белоиван и др.

В.О. Авченко – журналист, публицист и писатель из Владивостока, а родился он в Иркутске. Его книга «Кристалл в прозрачной оправе» имеет подзаголовок «Рассказы о воде и камнях». Она сочетает документальность, точные факты о дальневосточной природе и животных с художественностью, отражающей большую любовь автора к своему краю. Описания природы, сделанные В.О. Авченко, очень поэтичны, наполнены яркими сравнениями и метафорами: «Мои окна выходят на Амурский залив. На том берегу – синие сопки, куда (это уже почти Китай) каждый вечер обречённо и стремительно, как катящаяся с гильотины голова огненного великана, зарывается раскалённый грейпфрутовый шар» [1]. Автор с удовольствием приводит в тексте местные названия рыбы (зубарь, малоротка), а также неофициальные топонимы, которые «снайперски» придумывают «недипломированные филологи в просоленных тулупах» [1]. Детальные описания разных видов рыбы и способов рыбалки перемежаются лирическими отступлениями, и формируется удивительное пространство Дальнего Востока – земли непростой для жизни, очень красивой и, конечно, любимой автором.

Лора Белоиван (Лариса Геннадьевна Белоиван) – художник. Она родилась в Петропавловске (Казахстан), а живёт в посёлке Тавричанка в Приморье. Ею созданы цикл рассказов «Южнорусское Овчарово» (2011), книга «Чемоданный роман» (2012) и другие произведения, посвящённые в первую очередь русской глубинке.

«Южнорусское Овчарово» – это сборник, куда вошли рассказы «Сгущёнка», «Пока шёл суд», «Карбид» и др. В них повествуется о деревне Южнорусское Овчарово, которая «расположена всего лишь в семидесяти километрах от Владивостока, а большинство горожан уверено, что она черт знает где» [5]. В этой деревне происходят странные и невероятные вещи. Например, в рассказе «Сгущёнка» читаем, что, когда в деревне отключили электричество, дед Костик нашёл способ, вопреки всем законам физики, собирать стекающую с лопастей его ветряка ночную тьму, сгущать её с помощью самогонного аппарата и раздавать людям, окна которых после этого начинали весело светиться. Никто так и не узнал, с сатаной общался дед Костик или совершил великое научное открытие, так как в апреле, когда все уже благополучно перезимовали, тьма взорвалась вместе с дедом: «…Дед Костик просто уснул возле центрифуги, проворонил процесс, и тьма сгустилась до точки самопоглощения» [5]. Происходят в деревне Южнорусское Овчарово и другие чудеса. Здесь можно наколдовать дождь или проклясть грибы (рассказ «Пока шёл суд»), здесь живёт дед с мягкими и удивительно длинными ушами («Карбид») и т.п. Рассказы написаны изумительно просто, с юмором и без удивления теми чудесами, которые случаются в Южнорусском Овчарове.

Итак, для современной прозы о деревни значимым оказывается понятие географической принадлежности автора и написанных им текстов.

Наиболее сильно в современной литературе о деревне представлен северный сегмент – произведения, которые написаны авторами, родившимися и живущими на Русском Севере. Традиции северной прозы о деревне восходят к творчеству писателей-«деревенщиков» Ф.А. Абрамова, В.И. Белова, В.М. Шукшина и других.

Отличия, имеющиеся в современной прозе о деревне, обусловливаются как природными явлениями, в условиях которых существует деревня (северные морозы, сибирская тайга, донские степи и т. п.), так и менталитетом писателей, родившихся в той или иной сельской местности и впитавших её традиции. Географическая принадлежность писателя обусловливает отражение в его произведениях реалий определённой местности (как видим, лучше всего в современной прозе о деревне представлен Русский Север).

 

Список литературы:

1. Авченко В.О. Кристалл в прозрачной оправе. Рассказы о воде и камнях [Электронный ресурс] // Мир книг [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/3tokdo3 (дата обращения: 26.01.2022).

2. Андреева Е.А. Мифопоэтические образы и символы в современной очерковой прозе о деревне // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3 (80). С. 71-75.

3. Байбородин А.Г. Мать сыра земля // Наш современник. 2013. № 11. С. 166-185.

4. Бараков В.Н. От «деревенской прозы» к прозе о деревне (Борис Екимов, Станислав Мишнев, Александр Киров) // Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории: Мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Новация, 2015. С. 51-53.

5. Белоиван Л. Южнорусское Овчарово [Электронный ресурс] // E-libra. Электронная библиотека [сайт]. 2017. URL: https://bit.ly/37OKxzD (дата обращения: 26.01.2022).

6. Букарева Н.Ю. Мотивы и сюжеты русской классики в повести Натальи Ключаревой «Деревня дураков» // Ярославский текст в пространстве диалога культур: Материалы IV Всероссийской научной конференции. Ярославль: ЯГРУ, 2020. С. 94-100.

7. Бушковский А. Мама [Электронный ресурс] // Проза.ру [сайт]. 2010. URL: https://bit.ly/3toStQh (дата обращения: 26.01.2022).

8. Вальянов Н.А., Черняк М. Поэтика М.А. Тарковского: проблема хронотопа и образ героя: монография. М.: Флинта, 2020. 228 с.

9. Вильховский И.И. Повесть А.Н. Варламова «Дом в деревне»: особенности художественного осмысления основ национального бытия в русской реалистической прозе конца ХХ в. [Электронный ресурс] // Язык. Культура. Коммуникации. 2016. № 2 (6). URL: https://bit.ly/3N2r2DD (дата обращения: 26.01.2022).

10. Екимов Б.П. Прощание с колхозом: очерки разных лет [Электронный ресурс] // Читалка.Ру [сайт]. 2022. URL: https://bit.ly/36BPETa (дата обращения: 26.01.2022).

11. Иванова И.Н. Деревенская проза в современной отечественной литературе: конец мифа или перезагрузка? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-1 (24). С. 88-94.

12. Ковтун Н.В. Социокультурный миф в современной прозе. Творчество В. Личутина: монография. М.: Флинта, 2014. 117 с.

13. Личутин В.В. По морю жизни – на русском челне / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2016. 976 с.

14. Новосельцев А. Мои гармошки [Электронный ресурс] // Журнальный мир. Бийский вестник. 2021. № 2. URL: https://bit.ly/3u8KGp2 (дата обращения: 26.01.2021).

15. Новосельцев А. У окошка [Электронный ресурс] // Журнальный мир. Бийский вестник. 2018. № 4. URL: https://bit.ly/3N7JFWE (дата обращения: 26.01.2022).

16. Пономарева Т.А. Маргинальный герой в прозе Р. Сенчина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 2. С. 274-281.

17. Тарковский М. Что скажет солнышко? [Электронный ресурс] // Журнальный мир. Подъём. 2021. № 2. URL: https://bit.ly/34VTW7b (дата обращения: 26.01.2022).

 

Сведения об авторе:

Крылова Мария Николаевна – кандидат филологических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института – филиала Донского государственного аграрного университета (Зерноград, Россия).

Data about the author:

Krylova Maria Nikolaevna – Candidate of Philological Sciences, Professor of Humanitarian Disciplines and Foreign Languages Department, Azov-Black Sea Engineering Institute – branch of Don State Agrarian University (Zernograd, Russia).

E-mailkrylovamn@inbox.ru.