Мельков А.С. Развитие теологии как научной дисциплины на постсоветском пространстве

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

DOI: 10.24411/2308-8079-2015-00003

УДК 2-752

РАЗВИТИЕ ТЕОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Мельков А.С.

Статья посвящена исследованию вопросов нормативно-правового регулирования, анализу теоретико-методологической и содержательной части, а также перспективам развития теологии в светском вузе на постсоветском пространстве. На основе предпринятого исторического обзора автор приходит к выводу, что традиция высшего теологического образования в республиках бывшего СССР отсутствует. Этим объясняются имеющиеся сложности, связанные с легализацией теологии в научно-образовательном пространстве, главным образом, в России и в Украине. Положительная динамика последних лет в решении этого вопроса свидетельствует, что теология как научная дисциплина имеет большой потенциал и перспективы для развития. Особенно это касается Украины, где создана необходимая нормативно-правовая база для изучения теологии в светском вузе на всех образовательных ступенях, включая подготовку и защиту диссертаций.

Ключевые слова: теология, теологическое образование, высшее образование, наука, Россия, Украина.

 

THE DEVELOPMENT OF THEOLOGY 

AS AN ACADEMIC DISCIPLINE IN THE POST-SOVIET SPACE

Melkov A.S.

The article is devoted to the researching of normative-legal regulation, analyses of the theoretical, methodological and substantial part, as well as future development of theology in a secular Higher School in the post-Soviet space. On the base of the historical review, the author has concluded, that the tradition of higher theological education in former USSR Republics is absent. This fact can explain existing problems connected with legalization of theology in scientifically educational space mainly in Russia and Ukraine. Recent years’ positive trend in the solving of this problem indicates that theology as an academic discipline has a great potential and perspectives for its advancement. It is especially topical for Ukraine, where the necessary normative-legal foundation for studying theology in a secular Higher School on all educational levels, including the preparation and thesis defence, has been already done. 

Keywords: theology, theological education, higher education, science, Russia, Ukraine.

 

Уже более двух десятилетий образование на постсоветском пространстве свободно от диктата марксизма и исторического материализма. Проводимые все эти годы разнообразные реформы в системе высшего образования, всевозможные педагогические эксперименты и опыты постепенно привели к демонтажу старой советской образовательной модели.

За это время бывшие республики СССР осуществили поэтапное сближение и гармонизацию законодательства и стандартов в сфере образования в единый общеевропейский Болонский процесс. В этой связи, актуальное значение приобретает вопрос о развитии и функционировании системы теологического образования в светском высшем учебном заведении.

Здесь главной проблемой является отсутствие устойчивой традиции преподавания теологических дисциплин в светском вузе. Как известно, в советской высшей школе разговор о религии и Боге ограничивался атеистической пропагандой, которая осуществлялась преподавателями кафедры научного атеизма. В эпоху Российской Империи в университетах теология также не изучалась. В гимназиях преподавался Закон Божий, были церковно-приходские школы. Систематическое же изложение и истолкование религиозного учения и догматов осуществлялось только в духовных семинариях и академиях. Первые такие учебные заведения возникли лишь в XVII веке: сначала в Киеве – Могилянская коллегия (1631), затем в Москве – Славяно-греко-латинская академия (1688). 

Как видим, на территориях, входивших в состав Российской империи и СССР, вообще отсутствовала практика и традиция высшего теологического университетского образования. Таким образом, богословие у нас исторически развивалось только в рамках духовных  учебных заведений, в отличие от стран Запада, где теология всегда оставалась и остается частью университетского образования. И хотя на теологических факультетах многих европейских университетов до сих пор остаются практические специализации для подготовки священников, основными задачами обучения все же является подготовка светских специалистов.

Огромный отрыв от европейской теологической традиции в высшем образовании (где теологические факультеты при университетах функционировали уже с XIII-XIV веков), сугубо конфессионально ориентированная практика преподавания вероучительных дисциплин в дореволюционный период и открытая атеистическая пропаганда в советскую эпоху  привели к тому, что уже в наши дни даже образованная часть общества с непониманием, недоверием, даже нередко враждебно, относится к теологии как области гуманитарного знания. Определенная часть общественности, преподавателей высшей школы и деятелей науки полагают, что изучение теологии нарушает светский характер образования. Следствием такой постсекулярной ситуации в современном обществе и культуре являются нередкие конфликты с резонансным обсуждением в СМИ на почве признания или непризнания теологии наукой и целесообразности ее преподавания в вузах. С другой стороны, некоторые священнослужители ошибочно считают, что теология в университете – это прямое продолжение воскресной школы.  

Все эти заблуждения свидетельствуют о том, что сегодня не сформировано правильное и взвешенное понимание того, что же такое теология как научная специальность и дисциплина, как образовательный предмет. 

В этом контексте теологию (науку о Боге), по нашим представлениям, следует понимать как самостоятельную научную дисциплину, которая занимается изучением, изложением, обоснованием религиозного учения о Боге, Его деятельности в мире и Его Откровении, а также связанных с Богом учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания. Теология как наука раскрывает свое содержание и базовые разделы, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, историческое развитие форм религиозного учения, историю религиозных организаций, религиозное служение и религиозное культурное наследие в различных контекстах.

В последние годы на волне реформ высшего образования в Украине и России с новой силой возобновилась дискуссия о необходимости придания теологии официального статуса научной и образовательной дисциплины, о возможности подготовки и защиты диссертаций по теологии с получением соответствующего диплома государственного образца. Это обусловлено вхождением стран в Болонскую систему, демократизацией образовательного процесса, унификацией нормативно-правовой базы и необходимостью дальнейшего развития теологического образования в системе высшей школы. 

С конца 90-х годов ХХ века в ряде высших учебных заведений России и Украины начали открываться кафедры теологии, и даже целые теологические факультеты. Так накапливался положительный опыт преподавания и теоретико-практического развития теологии в светском вузе. Постепенно менялось и отношение к теологии. 

В 1999 году Министерство образования России ввело в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей направление «Теология» [2]. А в 2001 году был принят стандарт по образовательному направлению «теология» (бакалавриат и магистратура), разработанный по принципу поликонфессиональности [2]. Затем после принятия нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» с 2014 года стала доступна трехуровневая система теологического образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура [4]. В феврале 2015 года Министерством образования и науки России теология была внесена в номенклатуру научных работников, а осенью 2015 года был одобрен паспорт научной специальности «теология» [4]. Однако, несмотря на все это, защита кандидатских и докторских диссертаций по теологии в России до сих пор невозможна. Всяческие инициативы в этом направлении неизбежно сталкиваются с ожесточенным сопротивлением либеральной общественности и атеистов.

Теологическое образование в Украине, где возможность подготовки специалистов, бакалавров и магистров теологии предусматривалась еще с 1997 года [6], в отличие от России, получило больше свободы и возможностей для развития. В 2010 году Высшая аттестационная комиссия Украины включила богословие (теологию) в перечень специальностей, по которым возможна защита диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук (в составе философских, исторических, искусствоведческих и юридических наук). В 2011 году Министерство образования и науки Украины утвердило образовательно-квалификационный стандарт «теология» [1], что дало возможность вузам, которые имеют необходимую материальную, научно-методическую базу и кадровый состав, лицензировать и аккредитовать соответствующие образовательные программы. 

После этого теология была пролицензирована в Национальном университете «Острожская академия», Карпатском университете имени Августина Волошина и Украинском католическом университете [6].

В 2014 году был принят новый Закон Украины «О высшем образовании», согласно которому в структуре высших учебных заведений могут создаваться отраслевые богословские или теологические университеты, академии и институты [3]. 

19 августа 2015 года Кабинет министров Украины утвердил Постановление «О государственном признании документов о высшем духовном образовании, ученых степенях и ученых званиях, которые выданы высшими духовными учебными заведениями» страны [5]. Таким образом, для выпускников украинских духовных школ, включая и тех, кто защитил диссертации по богословию (теологии), появилась возможность не только получить соответствующий диплом государственного образца, но и заниматься научно-педагогической деятельностью в светском вузе. 

Следующий этап развития теологического образования в Украине (согласно переходным положениям Закона «О высшем образовании» [3]) –  формирование специализированных диссертационных советов по отрасли знаний «теология». В их состав уже на вполне легальных основаниях войдут кандидаты и доктора богословия и теологии. Будет реализована возможность подготовки теологов по трехуровневой системе – бакалавр – магистр – доктор теологии (PhD или ThD). В перспективе будет доступна и так называемая хабилитация – процедура получения высшей академической квалификации, распространенная в ряде стран Европы. Как результат, появятся хабилитованные (полные) доктора теологии (ThD Hab.), которые будут претендовать на должности заведующих кафедрами теологии и деканов теологических факультетов. 

Все это способно глубоко продвинуть теологию как научную дисциплину и существенно расширить ее методологические, теоретические и практические горизонты. Ведь теперь изучение теологии не будет ограничиваться лишь уровнем бакалавриата и магистратуры. Подготовка диссертаций неизбежно приведет к увеличению теологической монографической литературы. Несомненно, что в лучшую сторону изменится и качество научных статей по вопросам теологии, которые неизбежно станут в большом количестве появляться в научных журналах. Так естественно возникнут разнообразные направления в разработке тех или иных научно-практических вопросов теологии. Но, что еще важнее, в разработке теологической науки появится рациональный критицизм или скепсис, который редко встречается в наши дни даже в церковной богословской науке. Такой рациональный критический подход, несомненно, обогатит представление о науке теологии в период ее формирования и развития на современном этапе, и будет способствовать сокращению отставания от европейского  уровня в области теологического образования и теологических исследований.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что сегодня Украина является единственной страной на постсоветском пространстве, где теология становится полноценной научной дисциплиной, которая может изучаться в светском вузе на всех образовательных ступенях, включая подготовку и защиту диссертаций. Таким образом, открываются перспективы интеграции складывающейся модели высшего теологического образования в Украине с лучшими образцами европейской теологической школы. 

 

Список литературы:

1. Вестель Ю. Теологія як наука і предмет викладання: на шляху до концепції світської теологічної освіти в Україні / Юрій Вестель [Электронный ресурс] // Релігія в Україні [сайт]. 14.08.2011. – URL: http://goo.gl/ZfD4V8 (дата обращения: 10.11.2015).

2. Владимир Воробьев, прот. Теология в России [Электронный ресурс] / Протоиерей Владимир Воробьев // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет [сайт]. 2015. – URL: http://goo.gl/YfXmZ2 (дата обращения: 10.11.2015).

3. Закон України «Про вищу освіту» [Электронный ресурс] // Верховна Рада України. Офіційний веб-портал. 01.07.2014. – URL: http://goo.gl/OcqJo9 (дата обращения: 10.11.2015).

4. Польсков К., прот. Теология в России еще «не совсем наука» [Электронный ресурс] / Протоиерей Константин Польсков // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет [сайт]. 27.10.2015. – URL: http://goo.gl/q2l9Ym (дата обращения: 10.11.2015).

5. Про державне визнання документів про вищу духовну освіту, наукові ступені та вчені звання, виданих вищими духовними навчальними закладами [Электронный ресурс] // Урядовий портал. Єдиний веб-портал органів виконавчої влади України. 19.08.2015. – URL: http://goo.gl/sxsEV5 (дата обращения: 10.11.2015).

6. Хромець В. Теологічне знання та теологічна освіта в Україні: короткий нарис / Віталій Хромець [Электронный ресурс] // Релігія в Україні [сайт]. 19.01.2011. – URL: http://goo.gl/2cC2IE (дата обращения: 10.11.2015).

 

Сведения об авторе:

Мельков Андрей Сергеевич – доктор теологических наук, кандидат филологических наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, профессор, Президент Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия).

Data about the author:

Melkov Andrey Sergeevich – Doctor of Theological Sciences (ThD Hab.), Candidate of Philological Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Professor, President of Institute of Modern Humanitarian Researches (Moscow, Russia).

E-mail: president@isgi.ru.