Норкина Е.С. Древнееврейская история в учебниках для еврейских учебных заведений Российской империи в начале ХХ в.

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 94(33):(075)

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ В УЧЕБНИКАХ

ДЛЯ ЕВРЕЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ В.

Норкина Е.С.

В статье анализируются способы представления сюжетов древнееврейской истории в учебниках, создававшихся для средних еврейских учебных заведений Российской империи в начале ХХ в. В центре внимания автора статьи находятся цель составителя, структура учебников, стиль изложения, выбор основных сюжетов библейской истории. Данные критерии рассматриваются в контексте развития русской иудаики, традиций написания учебников в прошлом, а также состояния еврейского образования в стране. Источниками исследования послужили тексты учебников и статьи критиков.

Ключевые слова: учебник, нарратив, историописание, древнееврейские сюжеты, Израиль, Библия, иудаика, гимназии, училища.

 

ANCIENT JEWISH HISTORY IN TEXTBOOKS

FOR JEWISH EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE EARLY 20TH CENTURY

Norkina E.S.

The article analyses the ways of presenting plots of Jewish history in textbooks created for secondary Jewish educational institutions of the Russian Empire in the early 20th century. The author focuses on the purpose of the compiler, the structure of textbooks, the style of presentation and the choice of the main plots of the biblical story. These criteria are considered in the context of the Jewish studies development in Russia, the traditions of writing textbooks in the past, as well as the state of Jewish education in the country. The sources of the research are the schoolbooks texts, as well as articles by critics.

Keywords: textbook, narrative, history writing, Hebrew subjects, Israel, the Bible, Jewish studies, gymnasiums, schools.

 

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ, проект № 20-09-41014 «Палестина» (ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»).

 

К началу ХХ в. учащимся средних еврейских учебных заведений Российской империи были доступны несколько учебников еврейской истории. Это труды Л.М. Шахрая, Б.Л. Сегаля, А.Л. Воля, М. Вольпера и В.А. Кагана, М.О. Немзера, З. Минора, С.М. Дубнова. Они выходили в свет во второй половине XIX в. и переиздавались несколько раз. Выпуск некоторых из этих учебников был связан с модернизацией еврейского образования в стране. Большинство авторов-составителей являлись выпускниками раввинских училищ и преподавателями в средних учебных заведениях, некоторые – даже широко известными публичными фигурами. По мнению современного историка В. Щедрина, нарратив некоторых учебников строился на диалоге между русско-еврейскими авторами и немецкими учеными. Даже переводя работы представителей немецкой иудаики, русские авторы всегда обращались с оригинальным текстом как соавторы, редактируя его [19, с. 123].

В преподавании истории еврейского народа, и в особенности библейских ее сюжетов, многие представители русско-еврейской интеллигенции, неравнодушные к делу образования молодежи, и еврейские педагоги видели большой потенциал для сохранения еврейской идентичности молодежи, которую они смогли бы передать следующим поколениям. Так М.Л. Каценельсон подчеркивал, что родная история знакомит с прошлым своего народа, будит любовь к нему и вызывает интерес, а библейская история положительно влияет на фантазию детей, показывая им мир «чудных рассказов и превосходных описаний» [12, с. 8]. Здесь были важны именно образы. Фигуры пророка Илии, Иешаи, Иеремии, по мнению автора, могли бы вызывать в душе ученика жажду борьбы и подвига.

Как представители русской иудаики начала ХХ в., так и общественные деятели, сочувствующие делу еврейского просвещения, признавали нелегкость задачи написания учебника еврейской истории. По сути, автор, задумавший создание такого учебника, неразрывно был связан с развитием русской иудаики. С одной стороны, он мог испытывать значительное влияние немецкой иудаики на методику историописания. С другой стороны, он формировал свой нарратив в рамках сложившейся традиции изложения древней еврейской истории. До середины XIX в. в работах по истории древнего Израиля практиковался приближенный к библейскому тексту пересказ событий. Среди критиков учебников наблюдалась некоторая усталость от такого стиля изложения. Важным отмечалось «отходить» от оригинальных источников, выражая свое, авторское, отношение к описываемым событиям. Этого можно было достичь несколькими способами. Предлагалось добавить эмоциональную окраску не только, чтобы отразить авторскую позицию, но и вызвать у учеников определенные чувства к героям и событиям [13, с. 121]. Кроме того, составителям следовало делать некоторые выводы и заключения и обращаться не только к библейским текстам. К фигурировавшим в конце XIX в. ученикам, соответственно, критики предъявляли некоторые претензии. Так, по мнению литературного критика Я. Каценельсона, «в духе Писания» велось повествование в учебнике Вольпера и Кагана – шаблонно и сухо. Кроме того, они ограничивались лишь изложением фактов, не анализируя их и не представляя свои выводы. В учебнике Шахрая нашлись неточности и несоответствие библейскому повествованию [13, с. 119].

И критика, и характер учебников отражают состояние историографии того времени по древнееврейским сюжетам. В научном нарративе постепенно отмечается переход от простого пересказа событий согласно Библии к вдумчивому осмыслению нескольких спорных научных версий тех или иных фактов древнееврейской истории, а так же понимание ее в контексте истории остальных держав Древнего Востока. Новейшие археологические открытия и привлечение широкого круга источников наблюдается в трудах ученых по древнейшей еврейской истории. И в целом, древнееврейские сюжеты в работах русско-еврейских историков начала ХХ в. превратились в достаточно значимую часть еврейского историописания.

К началу ХХ в. сложилась устойчивая система расположения частей Ветхого Завета в определенной последовательности, и в соответствии с этим строилась схема истории древнего Израиля. Структура исторического нарратива выглядела следующим образом. На горе Синай Моисею Богом был дан Закон, сообразно которому евреи должны были жить после поселения в земле Ханаанской. Закон устанавливал монотеизм, выступавший против изображений божества, и устраивал теократию. Но после поселения в Ханаане Закон Моисеев не соблюдался, евреи восприняли культы язычников – хананеев, вследствие чего вся жизнь оказалась в состоянии упадка и анархии. Пророки изобличали отпадение Израиля от их Бога и его закона, нечестие и безнравственность народа грозили ему судом божьим. Суд разразился над Северным, а позднее и Южным царством в виде ассирийского завоевания. Сыны Иуды после возвращения из Вавилонского плена строго соблюдали Закон Моисеев и устраивали в соответствии с ним всю жизнь в ожидании возрождения через обещанного пророками царя Мессии из рода Давида. На такую схему нарратива закономерно опирались и составители учебников.

Сюжеты древнееврейской истории были включены не только в образовательную программу начальных и средних учебных заведений, но и в курсы по изучению иврита и еврейской религии. Учащимся предлагалось «прочитать» основы иудаизма в библейских историях. Некоторые авторы использовали библейские сюжеты для объяснения происхождения и сущности еврейских праздников и традиций [18, с. 149]. Необходимо отметить, что такая возможность возникла у еврейских учащихся в русских гимназиях конца XIX в. Когда преподаватели поняли, что неправильно заставлять еврейских школьников посещать уроки Закона Божьего, в некоторых средних учебных заведениях были введены курсы по иудаизму.

В отличие от регламентированной официально системы преподавания Закона Божьего и истории, а так же наличия предписанного списка книг для учащихся в русских учебных заведениях, еврейская система просвещения не была столь централизованной. В связи с этим в разных городах Российской империи учебники могли быть опубликованы и использованы различными способами на усмотрение учителей, которые, конечно, могли обращаться и к некоторым рекомендациям. С сюжетами древней еврейской истории учащиеся сталкивались в женских и мужских гимназиях, еврейских училищах, Талмуд-Торах, специальных курсах по изучению истории евреев, организованных при еврейских учебных или благотворительных заведениях.

К 1917 г. в России окончательно сложилась система просвещения евреев, включавшая различные образовательные учреждения. В них изучались не только общеобразовательные предметы по образцу реальных училищ и гимназий, но и традиционные еврейские дисциплины [17, с. 363]. Образование еврейской молодежи проходило на русском, иврите, идиш. В еврейских начальных училищах предпочтение отдавалось ивриту, и историю еврейского народа так же рекомендовано было проводить на иврите. Только на третьем году обучения по два часа в неделю рекомендовалось вводить уроки истории, доводя ее в первый год до разрушения Первого Храма, второй год – до разрушения Второго Храма [3, с. 47]. В таких училищах, соответственно, в качестве учебников рекомендовались пособия на иврите.

Одним из рекомендованных Обществом для распространения просвещения среди евреев России учебников на русском языке был учебник крупнейшего русско-еврейского историка С.М. Дубнова. Он стал наиболее активным автором исторических работ и относился к тому поколению, которое с энтузиазмом взялось за изучение истории своего народа и видело в этом некую национальную миссию. Дубнова волновали проблемы национального воспитания подрастающего поколения и он подчеркивал, что русское образование делает еврея прежде всего русским. Он предлагал усилить преподавание еврейских предметов [9, с. 126], а еврейскую и в особенности библейскую историю считал наиболее важным инструментом для поддержания еврейской идентичности. В 1898 г. вышел первый учебник Дубнова [10], который предназначался для учеников начальных еврейских и общих городских училищ и для учеников евреев средних учебных заведений. Стимулом для создания этого учебника Дубнов называл нужду в хорошем пособии взамен тех плохих, по его мнению, руководств по еврейской истории, которые были приспособлены к казенной программе преподавания Закона Божьего [8, с. 222]. В процессе написания древнейших сюжетов истории евреев для учебников автору приходилось лавировать между требованиями науки, педагогики и цензуры. С научной точки зрения необходимо было представить текст в свете новейших научных открытий, педагогически запрещено было разрушать библейские легенды с воспитательным и художественным значением, а цензуре необходимо было угодить отсутствием вольностей. Более мелким шрифтом печаталось исторические выводы из легендарных частей Библии, и допускались некоторые научные рассуждения. В целом изложение было выдержано в духе светского прагматизма, в отличие от библейского религиозного прагматизма. В предисловии к книге Дубнов даже отметил, что библейская история является для евреев не только религией, но и национальной историей [10, с. 12].

Учебник Дубнова переиздавался много раз. Уже в 1912 г. вышло в свет 13-е издание учебника [11]. К этому времени учебник несколько раз подвергается изменениям, в большей степени вызванных необходимостью соотнесения текста с новейшими научными открытиями. В целом структура работы соответствует классическому еврейскому историописанию и делению на эпохи патриархов, судей, пророков, однако, наравне с целыми периодами выделены правления Саула, Давида и Соломона. Хотя Дубнов и начинал повествование с «сотворения мира», но, по его мнению, следовало это все же делать с эпохи патриарха Авраама, так как в библейской истории автор видел одновременно и политическую историю еврейского народа. Однако пришлось уступить новейшим научным открытиям, подтверждавшим, что библейские рассказы о космогонии совпадают во многом с вавилонской мифологией. Иными словами, необходимо было начать повествование с верований, общих всему древнесемитскому Востоку. Это дало возможность автору связать и момент вступления евреев на арену истории в контексте движения остальным семитских племен в Передней Азии.

В 13-м издании своего учебника Дубнов расширил научно-исторические обзоры в конце первых глав, а так же параграфы, посвященные деятельности пророков в последних главах. Вместо дидактической главы «Моисеево учение», располагавшейся в конце предыдущих изданий, автор поместил в середине учебника главу, посвященную социальному и духовному развитию евреев в эпоху Двуцарствия. В целом Дубнов придерживался традиционной хронологии, основанной на библейском синхронизме эпохи Двуцарствия.

При сравнении различных изданий учебника заметно, что Дубнов вносил хронологические правки. В частности, окончание строительства Храма в первых изданиях дотируется 11-м годом правления Соломона, а в 13-м издании – «около 1000 г. до Христианской веры» [11, с. 132]. Некоторые части текста опускаются, а части текста, выполненные в предыдущих изданиях мелким шрифтом («элементарные культурно-исторические отрывки» [11, с. 4]), напечатаны крупно. Например, описание Храма Соломона в издании 1901 г. было сделано мелким шрифтом, в издании 1912 г. вписано в общий текст, не выделяясь из него как обязательное к прочтению.

Поскольку Дубнов видел в еврейской истории не только священную и религиозную составляющие, но и политическую, то вполне закономерно, что большое внимание автор уделил описанию внутренних и внешних политических событий при разных правителях. Для Дубнова было важно подчеркнуть ставшим уже классическим нарратив о том, что «Давид поднял Израиль на высшую ступень могущества», в правление Соломона «дорого стоил народу это блеск», а Израильское царство достигло процветания при Иеровоаме II.

Примечательны и сугубо научные рассуждения Дубнова. Так в доказательство происхождения евреев из среды семитов, он пишет, что об этом свидетельствует сходство между еврейскими и вавилонскими преданиями о первобытных временах. В главе, посвященной завоеванию Ханаана, автор приводит данные из писем палестинских князей к египетским фараонам. В целом, учебник отражает стремление Дубнова максимально приблизить свой труд к академическому учебному изданию. И это вполне объяснимо, потому что параллельно он работал над фундаментальным научным трудом по истории евреев.

Научные труды Дубнова по древней еврейской истории впоследствии использовались некоторыми авторами в процессе написания учебников. Одним из таких авторов стал Д.Л. Ришман – законоучитель средних учебных заведений Министерства народного просвещения в Либаве, заведующий Либавским двухклассным начальным училищем. В 1909-1914 гг. в нескольких выпусках он издал учебник для мужских и женских средних учебных заведений и еврейских училищ [15; 16]. Поскольку автор имел довольно большой опыт в сфере еврейского просвещения, он выделил и основные проблемы, связанные с преподаванием древнейшей еврейской истории. По его мнению, ученикам приходилось довольно долго иметь дело с библейскими сюжетами на разных этапах обучения, включая и домашние занятия, часто изучая библейскую историю из первоисточника. И тогда учитель оказывался в затруднительном положении: он мог излагать устно только то, что было в книге, а красочное и оживленное освещение исторических фактов было невозможным. Ученик слушал одно и то же несколько лет, и это могло вызывать в нем равнодушие к предмету. Ришман попытался решить эту проблему в своем учебнике. Помещая библейский рассказ, он намеренно не исчерпал всего его содержания. Для некоторого оживления уроков автор использовал книгу Левнера «Еврейские легенды». Кроме того, он приводил стихи русских и еврейских поэтов, вдохновленных библейскими мотивами, таких как С. Фруг, Я. Полонский, Н. Гербель. Автор поместил их рядом с наиболее известными сюжетами: создание человека, золотой телец, смерть Моисея, смерть Соломона. Учебник Ришмана наполнен иллюстрациями.

Несмотря на поставленную цель, Ришману не удалось далеко уйти от библейского повествования, те или иные сюжеты часто остаются без авторских пояснений и выводов. В основе деления на главы у автора стоит определенная историческая личность или определенное политическое событие, но, между тем, в самом повествовании явно прослеживается именно религиозное воспитание. Так в классической темной стороне правления Соломона Ришман видит только тяжелое бремя работы народа на царский двор и, более акцентирует внимание на том, что Соломон построил алтари для своих языческих жен [см.: 15, с. 77]. Ахав, по его мнению, больше всех царей превосходил предшественников в идолопоклонстве, а главной причиной того, что Иудейское царство просуществовало дольше Израильского, называл большее стремление его царей «отклонить народ от идолопоклонства и вернуть к истинному Богу» [16, с. 33].

С акцентом на религиозное воспитание издал свой учебник в 1912 г. профессиональный историк и лингвист Н.А. Переферкович [14]. В этом издании библейские сюжеты и древнееврейская история стали лишь инструментами изучения закона еврейской веры. Автор использовал из Библии лишь то, что было, с его точки зрения, важно для постижения основ иудаизма, а изложение сделал максимально приближенным к детскому мышлению и передающим всю «святость предмета». В действительности текст учебника даже стилистически приближен к Библии и основан на ее пересказе. Структурно учебник разделен на параграфы, каждый из которых соответствует какому-либо события, например: «призвание Богом Авраама», «Потоп» и т.п. Довольно подробно автор рассматривает жизнь и поступки Авраама как первого патриарха, царей Давида и Соломона. Этим личностям Переферкович посвящает несколько параграфов. Таким образом, этот учебник во многом следует сложившейся традиции еврейского историописания. Однако отличительным качеством учебника, заметно выделяющим его из ряда других пособий, является наличие иллюстраций, отражающих материальную культуру семитов и окружающих народов (литой телец, печать Шемы – раба Иеровоама, изображение статуи Ваала). Кроме того, Переферокович добавил в качестве приложений справочные разделы по библейской хронологии, времяисчислению, мерам и деньгам и словарик для объяснения непонятных ученику слов.

В те же годы преподаватель Екатеринославского коммерческого училища им. Императора Николая II А.С. Брагин издал учебник [1; 2], концептуально во многом схожий с учебником Переферковича. Автор написал свой труд с целью ознакомления учащихся с основами иудейской религии, где подчеркивал, что иудаизм и история еврейского народа тесно связаны. Без знания еврейской истории, по мнению автора, невозможно понять сущность иудаизма и наоборот. В центре повествования – иудаизм, но в контексте различных сторон жизни евреев: материальной культуры, народных преданий, литературы.

Брагин планировал несколько выпусков своего учебника, но в свет успели выйти только первые два, и таким образом повествование доведено до смерти Моисея. Первый выпуск фактически не имеет структуры, и каждый параграф отделяет одно событие от другого (Каин и Авель, потоп, разрушение Содома и Гоморры и т.д.), во втором выпуске выделены два тематических раздела (деление событий на жизнь евреев в Египте и пребывание в пустыне) и три справочных (описание законодательства Моисей, календарь и праздники). В обоих выпусках можно отметить пристальное внимание к определенным личностям: Аврааму, Исааку. Фигура Моисея является центральной для второго выпуска, в частности, кроме довольно распространенных фактов о его жизни, автор приводит различные предания. Именно предания по задумке автора должны вызывать у читателя живой интерес и, он старался обработать их и поместить в текст таким образом, чтобы они составляли с основным текстом единое целое. В качестве дополнительного материала Брагин использовал собрание легенд И.Х. Равницкого, И. Финкеля, Х. Бялика и др.

Красочное изложение материала показывает, что автор стремился сделать древнюю еврейскую историю для учеников как можно более интересной. Например, так он описывает исход евреев из Египта: «В тихом молчании шествуют израильтяне. Глубокая ночь. Кругом темно. На душе у всех радостно: конец рабству!» [2, с. 25]. Вероятно, Брагин стремился не только к передаче эмоционального состояния самих персонажей, но к полному эмоциональному погружению читателя в описываемое событие.

Довольно кратким получился учебник Д.Г. Гальперна – преподавателя Гомельской мужской частной гимназии доктора Ратнера [5, 6]. Автор стремился к сжатому изложению материала простым языком. Он подчеркивал, что намеренно опустил лишние имена, названия и цифры, чтобы ученики не уставали от заучивания. Несмотря на такое ограничение, Гальперну удалось не упустить ни одного ключевого библейского персонажа и важного сюжета, при этом дав важнейшие их характеристики. Например, автор не забыл упомянуть об убийстве Давидом Урии по причине любви к его жене, о мудрости Соломона на примере спора двух женщин об убитом младенце, при этом давая основные характеристики правлению царей. В процессе описания правления Давида Гальперн стремился сделать акцент на положительных чертах царя. Описание Храма Соломона присутствует в учебнике, но выделено мелким шрифтом, по замыслу автора изложение этого материала оставлено на усмотрение учителя или в качестве дополнительного материала. Таким же второстепенным является много других сюжетов, например: описание восприятия смерти Моисея евреями, деятельность пророка Исайи, объяснение некоторых генеалогических сюжетов, сути деятельности патриархов и судей. При этом автор воздержался от объяснения возможных причин того или иного явления, в частности, он не задавался вопросом о причинах необходимости помазания Саула на царство, разделения государства на Израильское и Иудейское и так далее.

Структурно учебник повторяет предыдущие аналогичные издания: главы посвящены пребыванию евреев в Египте, в пустыне, отдельные части – Израильскому и Иудейскому царствам, но параграфы чаще всего посвящены библейским личностям. Такое деление связано с тем, что Гальперн большое значение придавал именно личностям. Например, в учебнике подробно рассказывается о том, как Моисей превратил евреев из рабов в великий народ, Давид довел государство до наивысшей степени могущества, Иеровоам II стал лучшим Израильским царем эпохи двуцарствия. Текст Гальперна выделяет некоторое восхищение еврейским народом, которое проходит как прямо, так и между строк. Автор пишет: «еврейский народ, который по образу жизни почти ничем не отличался от соседних племен, был… во многих отношениях выше других наций» [6, с. 38]. Гальперн с некоторой гордостью подчеркивает, что именно Израиль первым постиг монотеизм и освободил человечество от язычества. В качестве приложения автор использовал географическое и хозяйственное описание Палестины, а так же социально-экономическую и духовно-бытовую жизнь евреев.

Через несколько лет Д.Г. Гальперн опубликовал учебник, являющийся вторым изданием, «дополненным и переработанным» [7]. Гальперн уже в должности заведующего Харьковскми еврейским училищем дополнил книгу иллюстрациями ключевых библейских сюжетов (например, Скиния завета, Ковчег, продажа Иосифа братьями, испытание Авраама и другие). Подобные иллюстрации мы можем наблюдать и в пособиях для христианских детей [см.: 4]. Сам текст существенным изменениям не подвергался.

Таким образом, мы видим, что главной задачей большинства авторов учебников по древнееврейской истории, как это и сложилось традиционно, являлось сохранение еврейской идентичности, иудаизма и любви к еврейской культуре. В связи с этим все авторы стремились сделать учебник интересным. Классические сюжеты, без которых не обходилась ни одна книга по истории еврейского народа начала ХХ в., закономерно присутствуют и в учебниках. Перед авторами, так же, как и перед представителями русской иудаики начала ХХ в., стояла проблема как можно более отстраненного от библейского пересказа изложения текста. Однако, за исключением учебника Дубнова, у авторов рассматриваемых пособий история оказалась слишком «евреецентричной», словно оторванной от остального мира. Из этого вполне закономерным выходит некоторое самовосхваление и представление величия еврейского народа. Еврей в этом нарративе постоянно подвергается испытаниям, на которые авторы учебников делают акцент с целью демонстрации духовного очищения народа. Отрицательным последствием становится превращение учебника в апологию еврейских страданий. Нередко авторам учебников приходилось лавировать между простым изложением наиболее важных событий библейской истории и комментированием фактов. В текстах видно пристальное внимание и уважением авторов к патриархам, судьям и царем, т.е. внимание к роли отдельных личностей, а также скорее отрицательное отношение к институтам власти, которые вызывают негативные последствия для жизни целого общества.

 

Список литературы:

1. Брагин А.С. Иудейская вера в связи с историей еврейского народа, его преданиями и обычаями. Екатеринослав: тип. И. Коган, 1913. Вып 1. 85 с.

2. Брагин А. С. Иудейская вера в связи с историей еврейского народа, его преданиями и обычаями. Екатеринослав: тип. И. Коган, 1913. Вып. 2. 147 с.

3. Вайншельбаум Х.Б. Справочная книжка по народному образованию евреев: (Пособие для деятелей по еврейскому народному образованию и учителей еврейских школ). Киев: Ком. Киев. отд. О-ва распространения просвещения между евреями в России, 1907. 188 с.

4. Воздвиженский П.Н. Моя первая священная история в рассказах для детей. СПб.; М.: т-во М.О. Вольф, 1899. 102 с.

5. Гальперн Д.Г. Еврейская история для употребления в училищах и дома. Гомель: [скл. изд. у авт.], 1907. Вып. 1. 32 с.

6. Гальперн Д.Г. Еврейская история для употребления в училищах и дома. Гомель: [скл. изд. у авт.], 1907. Вып. 2. 38 с.

7. Гальперн Д.Г. Иллюстрированный учебник еврейской истории для низших и средних учебных заведений. 2-е изд., перераб. и знач. доп. Ч. 1. Одесса: Кн. маг. Шерман, 1912. 56 с.

8. Дубнов С.М. Книга жизни: материалы для истории моего времени, воспоминания и размышления. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2004. 795 с.

9. Дубнов С.М. Письма о старом и новом еврействе (1897-1907). СПб.: Тип. т-ва «Обществ. Польза», 1907. 370 с.

10. Дубнов С.М. Учебник еврейской истории для школы и самообразования. Одесса, тип. Г.М. Левинсона, 1898. Ч. 1: Древнейшая (библейская) история. 152 с.

11. Дубнов С.М. Учебник еврейской истории для школы и самообразования. Одесса: Тип. т-ва «Обществевная Польза», 1912. 159 с.

12. Каценельсон М.Л. Как изучать и преподавать еврейскую историю. СПб: Типо-лит. И. Лурье и К°, 1904. 110 с.

13. Каценельсон Я. Учебники по еврейской истории // Книжки Восхода. СПб., 1900. № 5. С. 116-125.

14. Переферкович Н.А. Учебник еврейской религии: для средних учебных заведений. СПб: Тип. В.Я. Мильштейна, 1912. 103 с.

15. Ришман Д.Л. История евреев от древнейших времен до настоящего времени: Учебник для муж. и жен. сред. учеб. заведений и евр. училищ. Вып. 1. От сотворения мира до разделения Соломонова царства. Либава: С. Абрамович, 1909. 84 с.

16. Ришман Д.Л. История евреев от древнейших времен до настоящего времени: Учебник для муж. и жен. сред. учеб. заведений и евр. Училищ. Вып. 2. От разделения Соломонова царства до разрушения второго храма. Либава: С. Абрамович, 1909. 112 с.

17. Троицкий И. Евреи в русской школе // Книга о русском еврействе. Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры; Минск: МЕТ, 2002. С. 353-364.

18. Adler E.R. Reinventing religion: Jewish religion textbooks in Russian gymnasia // Journal of Jewish Education, 2011. Vol. 77. No 2. P. 141-156.

19. Schedrin V.A Story within a story: The first Russian-language Jewish history textbooks, 1880-1900 // Polin. 2018. Vol. 30. P. 109-130.

 

Сведения об авторе:

Норкина Екатерина Сергеевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры еврейской культуры Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия).

Data about the author:

Norkina Ekaterina Sergeevna – Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor of Jewish Culture Department, Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia).

E-mail: Norichmail@yandex.ru.