iconography

Вальчак Д. Икона, доступная каждому верующему. Русские финифтяные образки XIX – начала XX вв.

Главной целью статьи является освещение основных этапов становления и развития в России иконописи на финифти. Финифть – характерный для России вид художественной эмали, на которой в конце XVIII столетия ростовские мастера стали писать небольшие нательные иконки. Путем анализа отдельных объектов – финифтяных образков XIX – начала XX вв. – автор определяет иконографические и стилистические особенности данных произведений. В качестве дополнительных источников приводятся также и литературные произведения.

Вальчак Д., Никольский Е.В. Былинный богатырь в эпоху постмодерна. Постмодернистские элементы иконографии Ильи Муромца

Настоящая статья посвящена образу Илии Муромца в современной русской культуре. Авторы показывают, что только в конце XIX века произошла контаминация двух разных персонажей: былинного богатыря Ильи Муромца и преподобного Илии Печерского из Киево-Печерского монастыря. В результате данного наложения, а также под влиянием живописи В.М. Васнецова, советской монументальной скульптуры и мультипликационных фильмов на рубеже XX и XXI вв. складывается нетипичная иконография святого Илии как монаха-воина. В статье доказывается, что в современной иконографии Ильи Муромца нашли выражение все главные черты постмодернизма: эпистемологическая неуверенность, деконструкция и деканонизация, интертекстуальность.

Колупаев В.Е. Эгон (Игорь) Сендлер и русская икона на Западе

Эгон (Игорь) Сендлер (Egon Sendler) – католический священник, немецкий иезуит, один из ведущих западных экспертов и практиков по иконописи, работавший в русской традиции, к сожалению, малоизвестен в российском научном и культурном пространстве. Устранить этот информационный недостаток задача настоящей статьи.