the monarchy

Никольский Е.В. Неблаговидные деяния канонизированных монархов: опыт богословского анализа

В статье затронут "непопулярный" аспект агиологии-преступления и прочие неблаговидные деяния монархов, причисленных к лику святых. В ходе анализа решается теологическая дилемма – как могут совмещаться злодеяния со святостью? Отмечается, что в случае, если подлинные или мнимые преступления приписываются монарху, завершившему свою жизнь мученическим подвигом, то вопрос о его канонизации автоматически отпадает, так как мученичество очищает все грехи. Именно так обстоит дело со святыми Михаилом Черниговским, Андреем Боголюбским, Николаем Вторым.

Никольский Е.В., Панищев А.Л. Свобода и зависимость в демократическом обществе: опыт осмысления темы через призму русской философии

Данная статья посвящена критическому анализу демократического уклада общества и государства. В статье отмечается то, что при демократическом устройстве оказываются малоэффективными многие правовые механизмы предотвращения уголовных преступлений и противодействия злу в целом. В результате становится невозможно противостоять негативным тенденциям, если их поддерживает или от них зависит значительная часть общества.

Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Образец благоверного монарха – святой царь Грузии Давид Строитель

В статье рассматривается биография святого грузинского монарха – Давида Строителя, анализируются его деяния, церковная, внешняя и внутренняя политика. В финале делается вывод о том, что вся жизнь монарха была посвящена служению Богу и ближним. Тем самым его житие стало образцом служения христианина, занимающего ответственно положение в обществе.

Никольский Е.В. Праотец Мелхиседек – прообраз Христа и первое проявление царственной святости

Статья посвящена анализу таинственной личности Мелхиседека, известного из книги Бытия, в которой он называется царем Салимским и, вместе с тем, «священником Бога Всевышнего». Это сочетание царского достоинства со священством служит характерной особенностью патриархального периода, свойственной многим народам. Мелхиседек не принадлежал к избранному роду, был, однако, священником истинной религии и притом настолько возвышенным, что впоследствии сделался идеалом священства, стоящего даже выше священства Аронова. Жизнеописание Мелхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. В таинственном священстве Мелхиседека по особому чину и в соединении этого священнического служения с царским достоинством наиболее полно и ясно выражается прообразовательная параллель между царем Мелхиседеком и Царем Христом, подробно раскрытая апостолом Павлом.