Orthodoxy

Пулькин М.В. «Чтобы освятились воздух и земля»: крестные ходы на европейском севере России в конце XVIII – начале ХХ вв.

В статье рассмотрены основные закономерности становления и эволюции традиции совершения крестных ходов на Европейском Севере России. Выявлено, что к концу XVIII в. сложилась устойчивая традиция организации церковных процессий. Документы показывают, что крестные ходы совершались в связи с праздниками и иными значимыми событиями повседневной крестьянской жизни, прошлого конфессиональных общин. Участие государственных органов в проведении крестных ходов заключалось в охране правопорядка. Со стороны церковной власти отмечается только сбор статистических сведений о крестных ходах.

Пулькин М.В. Таинство брака: проблемы совершения в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены основные проблемы совершения таинства брака. Выявлено, что законодательство по брачным вопросам в рассматриваемый период приобрело значительные объемы, приводя к всесторонней регламентации венчания и предшествующих ему мероприятий. Разработанный в законодательстве порядок совершения венчания требовал от приходского духовенства и мирян активного и продуктивного взаимодействия, нацеленного на выявление разнообразных препятствий к заключению брака. С совершением венчания связан ряд крайне негативных ситуаций, обусловленных теми или иными формами принуждения к браку. Тем не менее, таинство брака оставалось самым значимым и востребованным элементом жизненного цикла православных крестьян.

Пулькин М.В. Строительство приходских церквей в XVIII – начале ХХ вв.: проблемы законодательной регламентации (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены основные проблемы эволюции порядка строительства приходских церквей. Выявлено, что основной тенденцией в регламентации возведения храмов на территории Олонецкой епархии, как и по всей стране, стал нарастающий контроль со стороны духовных и светских властей. Основной целью прогрессирующего надзора стала унификация облика церковного здания. Второй значимой тенденцией стало постепенное возрастание роли торгового сословия в финансировании строительства храмов при несомненном сохранении унаследованного от прошлого порядка возведения церквей за счет прихода. В конечном итоге строительство церквей отражает сложный процесс поиска компромисса между традицией и законодательством, необходимостью строительства за счет прихожан и административным сдерживанием их инициативы исходя из возможностей полноценного обеспечения клира будущей церкви.

Пулькин М.В. Церковные старосты: круг забот и обязанностей в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены основные направления деятельности церковных старост. Выявлено, что законодательные нормы предусматривали для них широкий круг обязанностей, связанных с надзором за сбором подаяний для нужд приходской церкви, контролем над сохранностью церковных сумм, упорядочением их расходования. Церковные старосты выступали в роли посредника между мирянами, с одной стороны, и духовенством, включая органы церковного управления разного уровня, – с другой. Основной тенденцией в законодательной регламентации деятельности старост стало постепенное наращивание полномочий приходского духовенства в вопросах распоряжения церковным имуществом.

Вальчак Д. Церковная архитектура в западном стиле. Замойский синод 1720 года и его значение для процесса латинизации церковного интерьера на территории Речи Посполитой в 1720-1795 гг.

Главной целью статьи является подробный анализ тех определений Замойского синода, которые прямо или косвенно относятся к области церковной архитектуры и интерьера. Так как этот униатский синод 1720 г. ставил перед собой задачу унифицировать греко-католическую Литургию с латинской Мессой, то его постановления затрагивали и вопросы церковного убранства. Путем анализа архитектуры и интерьера храмов, построенных в 1720-1795 гг. автор пытается также определить, какое влияние на художественную практику оказали постановления Замойского синода.

Пулькин М.В. Таинство покаяния в православных приходах Севера России (XVIII – начало ХХ в.)

В статье рассмотрены специфические черты организации исповедного учета и осуществления таинства покаяния на Севере России. Выявлено, что отношение духовенства и мирян к исповеди заметным образом менялось на протяжении всего изучаемого периода. Материалы XVIII в. рисуют картину жесткого контроля над осуществлением таинства. Уклоняющиеся от исповеди повергались разнообразным формам преследования, в том числе денежным штрафам. Данные XIX в. показывают, что отношение церковной и светской власти к исповеди претерпело серьезные изменения. Отныне основу деятельности духовенства составляла проповедь, в том числе на карельском языке, нацеленная на то, чтобы убедить местное население в необходимости ежегодного покаяния. Оба варианта воздействия на мирян не принесли успеха, оказались малоэффективными.

Мельков А.С. Протоиерей Александр Горский о греко-болгарской церковной распре

Проблемы церковного единства и канонической автокефалии имеют большое значение в современной общественно-религиозной жизни и межправославных отношениях. Попытки решить данные вопросы в наши дни неизменно оборачиваются противостоянием и излишней политизированностью. Для грамотного преодоления существующих в православном мире разногласий по вопросу предоставления автокефалии следует обратиться к положительным примерам из истории Церкви. В этой связи, большой интерес представляет позиция выдающегося церковного историка и богослова XIX века, ректора Московской Духовной Академии протоиерея Александра Горского. В данной статье проанализированы его взгляды на природу греко-болгарской церковной распри и пути ее преодоления, отраженные в проповедях, сказанных перед учащимися духовной школы, будущими пастырями Церкви.

Mykhaylenko M.V. Orthodoxy and economic backwardness: combating the myth

The article ponders upon the potentially discriminative attitude towards Orthodox identity as a comparative impediment towards socioeconomic progress in 12 countries where such identity is believed to be shared by the majority, developed in political economists’ academic discourse. The current data provide no confident or decisive evidence for judgments of this kind. One might look at other sources for modern Orthodox nations’ relatively laggard development pattern.

Венедиктов В.Ю. К проблеме этнофилетизма: исторический очерк. Часть II

На Святом и Великом Соборе-2016, состоявшемся на Крите, среди прочего была поднята проблема этнофилетизма. Отсутствующие делегации Русской, Грузинской, Болгарской и Антиохийской Православных Церквей на пленарном заседании были обвинены в этнофилетизме. Таким образом, ересь этнофилетизма, впервые провозглашенная на Константинопольском Соборе 1872 года, вновь стала актуальной. В настоящей статье мы исследуем два вопроса: каким образом и почему эта ересь появилась на свет и можно ли считать этнофилетизм ересью? Во второй части исследования повествуется о событиях накануне созыва Константинопольского Собора 1872 года (с момента обнародования знаменитого султанского фирмана 1870 года).

Венедиктов В.Ю. К проблеме этнофилетизма: исторический очерк. Часть I

На Святом и Великом Соборе-2016, состоявшемся на Крите, среди прочего была поднята проблема этнофилетизма. Отсутствующие делегации Русской, Грузинской, Болгарской и Антиохийской Православных Церквей на пленарном заседании были обвинены в этнофилетизме. Таким образом, ересь этнофилетизма, впервые провозглашенная на Константинопольском Соборе 1872 года, вновь стала актуальной. В настоящей статье мы исследуем два вопроса: каким образом и почему эта ересь появилась на свет и можно ли считать этнофилетизм ересью?

Страницы